О месте размещения приборов учёта холодной воды в жилых домах.

У многих граждан Ростовской области, проживающих в индивидуальных жилых домах, стали возникать проблемы с местом размещения индивидуального прибора учёта холодной воды в домовладении. О проблемах размещения индивидуальных приборов учёта в жилых домах г.Цимлянска на центральном телеканале «ОТР» был показан видеосюжет. С сюжетом можно ознакомиться на сайте: patriot-gkh.ru, страница «Видеоблок» - «ЖКХ по-нашему г.Цимлянск».

ГУП РО «УРСВ» отказывалась вводить в эксплуатацию приборы учёта, установленные в жилом доме, требуя в ряде случаев перенести место установки прибора учёта на бесхозяйный водовод, по которому происходит снабжение холодной водой, или установить его на границе земельного участка домовладения в месте подключения к центральной системе холодного водоснабжения.

Руководители ГУП РО «УРСВ» решили, что они самостоятельно могут устанавливать технические требования к месту установки индивидуальных приборов и не вводить ранее установленные приборы учёта в эксплуатацию, пока не будут выполнены их требования. Выдвигаемые ими требования к месту установки приборов учёта не основаны на нормах жилищного законодательства, что приводит к массовому нарушению прав потребителей.

Рассмотрим ряд правовых актов, регулирующих взаимоотношения между абонентами, проживающими в жилых домах, и организацией водопроводноканализационного хозяйства.

В соответствии с п. 15 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Закон №416) договоры о холодном водоснабжении     и технологическом присоединении к

централизованным системам водоснабжения заключаются в соответствии с типовыми публичными договорами о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, утвержденными Правительством РФ.

В п.5 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее Правила №644), установлено, что договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. №645 (в ред. от 30.11.2021г.) "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".

Утверждены публичные типовые договоры:

В п. 18(1) Договора №645П установлено, что абонент обязан предоставить ресурсоснабжающей организации для проектирования подключения не только план колодца, но и план подвального помещения или иного помещения проектируемого объекта капитального строительства с указанием места водопроводного ввода и узла учёта холодной воды.

В пп. г) п.12 Договора №645 установлено, что абонент обязан установить индивидуальный прибор учёта холодной воды на границе эксплуатационной ответственности или ином месте, определённом договором.

Формулировка пп. г) п.12 Договора №645 соответствует условиям, установленным в п.5 ст.20 Закона №416, в пп. д) ст.35 Правил №644 и в п.4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013г.№776 (далее Правила №776).

Типовой Договор №645 не содержит обязательных требований к абоненту устанавливать индивидуальный прибор только на границе эксплуатационной ответственности.

Нормы жилищного законодательства в области холодного водоснабжения абонентов, проживающих в домовладениях, предусматривают возможность установки прибора учёта не только на границе эксплуатационной ответственности абонента, но и в домовладении: жилом доме, надворных постройках и в иных объектах.

Право выбора абонентом места установки индивидуального прибора учёта определено в п.2 ст.1 ЖК РФ. Законодатель установил, что граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Составной частью жилищных прав является право на получение коммунальных услуг (п. 5 ст. 2 ЖК). Следовательно, абонент выбирает (указывает) место установки прибора учёта: установить прибор учёта на границе эксплуатационной ответственности или в домовладении.

Ресурсоснабжающая организация проверяет, соответствует ли выбранное место установки прибора учёта в помещении критериям, установленным жилищным законодательством.

2.В отношении места установки прибора учёта холодной воды в домовладении.

В п. 1 Правил №776 установлено, что настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 (далее Правила №354) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Правилами № 354 урегулированы вопросы в части места установки, поверки и замены приборов учета коммунальных ресурсов в жилых домах.

Следует обратить внимание на приоритет правовых норм, установленных в Правилах №354. В п. 8 ст. 5 ЖК РФ законодатель установил правовой приоритет положений Жилищного кодекса над положениями жилищного законодательства, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных актах.

В соответствии с п. 1.1 ст. 157 ЖК РФ Правила №354 являются одним из положений Жилищного кодекса. Верховный суд РФ при рассмотрении гражданских дел ресурсоснабжающих организаций о признании недействующими правовые нормы жилищного законодательства (в частности положений Правил №354), указывал, что нормы Правил № 354, применяемые как часть специального законодательства, имеют приоритет в сфере регулирования отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг.

(Решение от 25.09.13г. Дело №АКПИ 13-852, Определение от 28 января 2014г Дело №АПЛ13-586).

В части 6 п. 2 Правил №354 установлено, что индивидуальные приборы учёта могут устанавливаться «на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение, при наличии технической возможности ...», если, в соответствии с п. 81 Правил №354, техническая возможность установки индивидуального прибора в жилом доме (домовладении) определена по критериям, установленным в Приказе Минстроя РФ от 28 августа 2020г. №485/пр (далее Приказ №485) «Об утверждении критериев наличия, (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта ...».

Согласно п. 2 Приложения № 1 к Приказу №485 техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из критериев.

Например:

- при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

- невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Перечень критериев, установленный Приказом №485, исчерпывающий. Руководители ресурсоснабжающих организаций не имеют права изменять или добавлять новые критерии.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета.

В пп. а) п.12 Договора №645 установлено, что абонент обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности.

В п.8 ст. 14 Закона №416, в ст.5 Правил №644, установлено, что условия заключаемого гражданами договора холодного водоснабжения должны соответствовать условиям публичного типового договора. В договор могут быть включены дополнительные условия, не противоречащие нормам жилищного законодательства и условиям публичного договора.

В соответствии с условиями п.8 Договора №645 в случае размещения прибора учёта не на границе эксплуатационной ответственности, например, в жилом доме, абонент дополнительно к объёму потреблённой воды по показаниям счётчика прибавляет расчётную величину потерь, возникающих на внутреннем водопроводе до места его установки.

Во исполнение п. 3 Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. Правил №776 Приказом Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства от 17 октября 2014 г. №640/пр утверждены «Методические указания по расчёту потерь горячей, питьевой, технической воды ...» (далее Приказ №640).

В соответствии с п.5.1 Приказа №640 в случае установки прибора учёта не на границе эксплуатационной ответственности абоненты обязаны доплачивать к показаниям прибора учёта объём холодной воды, определённый по формулам раздела 2 приложения №5 к Приказу №640.

Верховный суд РФ Определением от 17 декабря 2015 г. № 303-КГ15-16067 (по Постановлению Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.09.2015 №Ф03-3252/2015) подтвердил, что место установки приборов учёта в домовладении определяется по правовым нормам Правил №354 и Приказа №627. ( с 28 августа 2020г. Приказ №485).

3.В отношении места установки прибора учёта холодной воды за границей эксплуатационной ответственности абонента.

По условиям пп. а) п.12 Договора №645 абонент обязан обеспечить эксплуатацию водопроводных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности.

В соответствии с пп. в) п.35 Правил №644 только в этом случае абонент несёт ответственность за сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерения (приборах учёта).

Условия п. 4 Правил №776 не допускают возможность произвести технологическое подключение без оборудования домовладения прибором учёта, а условия п. 3 Договора №645П не допускают возможность размещения прибора учёта за внешней границей земельного участка, на котором расположено домовладение.

Следовательно, прибор учёта холодной воды может быть установлен в точке технологического подключения (на границе эксплуатационной ответственности) или в зоне эксплуатационной ответственности абонента.

4. О существенных условиях типового публичного Договора №645.

Согласно п. 2 ст. 13 Закона №416 к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ. Согласно п. 4 ст. 426 ГК условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.

В силу п. 3 ст. 13, п. 3 ст. 14 и п. 15 ст. 18 Закона №416, п. 18 Правил №644 установлено, что договор холодного водоснабжения является публичным договором, а в п. 5 ст. 13 Закона №416 и в п. 21 «Правил №644» установлены существенные условия.

Существенные условия типового Договора №645:

При отсутствии в договоре существенных условий договор не будет считаться заключенным (п. 1. ст. 432 ГК РФ).

Выводы:

Общественный эксперт по жилищному законодательству

« 21» июля 2022г.

/В.Бабичев /