223/2020-28665(3)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru



г. Хабаровск

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 декабря 2020 года № Ф03-5297/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.И.

судей Луговой И.М., Ширяева И.В.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «ЭкоДолинск»: Беленькая О.С., представитель по доверенности б/н от 01.11.2020;

от Территориального отдела по Анивскому и Долинскому районам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области: представитель не явился;

от третьего лица: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области

на решение от 11.08.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2020

по делу № А59-2776/2020 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоДолинск» (ОГРН 1126504001271, ИНН 6503013840, адрес: 694051, Сахалинская обл.,

р-н Долинский, г. Долинск, ул. Кирова, д. 57А)

к Территориальному отделу по Анивскому и Долинскому районам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области

третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области


(ОГРН 1056500620329, ИНН 6501156546, адрес: 693020, Сахалинская обл.,

г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, д. 30А)

о признании недействительным предписания


У С Т А Н О В И Л :


общество с ограниченной ответственностью «ЭкоДолинск» (далее – ООО «ЭкоДолинск») обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным предписания территориального отдела в Анивском и Долинском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области (далее – ТО Роспотребнадзора) от 06.04.2020.

Определением суда от 15.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области (далее – управление Роспотребнадзора).

Решением от 11.08.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2020, заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе Роспотребнадзор просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о несоответствии фактическим обстоятельствам дела выводов судов, неправильном применении норм материального и процессуального права.

Ссылаясь на то, что на территории Долинского района имеется реальная угроза распространения новой коронавирусной инспекции COVID-19, заявитель кассационной жалобы настаивает на законности выдачи оспариваемого предписания о выполнении работ по дезинфекции мест общего пользования. Настаивает на обязательности проведения юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в связи с чем полагает, что проведение дезинфекции управляющей организацией входит в ее обязанности.

ООО «ЭкоДолинск», а также его представитель в судебном заседании суда кассационной инстанции и в отзыве на жалобу возражают против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.


ТО Роспотребнадзора, управление Роспотребнадзора, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети «Интернет», своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО

«ЭкоДолинск» имеет лицензию от 16.04.2015 № 065-000009 000009 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования ГО Долинский.

06.04.2020 обществу выдано предписание ТО Роспотребнадзора о проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий, согласно которому на ООО «ЭкоДолинск» возложены следующие обязанности по проведению мероприятий в местах общего пользования жилых домов, находящихся в управлении:

  1. Проведение профилактической дезинфекции в местах общего пользования жилых домов с обязательным проветриванием с периодичностью 1 раз в 3 дня.

    1. Проведение влажной уборки и обработки дезинфицирующим средством в подъездах, тамбурах, холлах, коридорах, лифтовых холлов, лестничных площадках и маршах.

    2. Проведение обработки дезинфицирующим средством дверных ручек, выключателей, поручней, перил, почтовых ящиков, подоконников, кнопок вызова лифта по этажам, зеркал и кнопок кабины лифта, кнопок домофона и других контактных поверхностей помещений общего пользования.

    3. Проведение обработки дезинфицирующим средством дверей и ручек загрузочного клапана мусоропровода.

  2. Соблюдение Порядка проведения обработки ручек дверей, кнопок лифта, зеркал, кнопок домофона.

    1. Предварительная очистка от загрязнений.

    2. Нанесение дезинфицирующего раствора с использованием пульверизаторов с экспозицией его не менее 20 минут.

    3. Смывание чистой водой.

  3. Наличие двухнедельного запаса дезинфицирующих средств с ежедневным пополнением.

    1. Для проведения дезинфекции рекомендуется применение следующих дезинфицирующих средств: хлорактивные (натриевая соль


      дихлоризоциануровой кислоты – в концентрации активного хлора в рабочем растворе не мерее 0,06%, хлорамин Б – в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 3,0%), кислородоактивные ( перекись водорода – в концентрации не менее 3,0%), катионные поверхностно-активные вещества (КПАВ) – четвертичные аммониевые соединения (в концентрации в рабочем растворе не мерее 0.05%), спирты (в качестве кожных антисептиков и дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей – изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе).

  4. Проведение работ с дезинфицирующими средствами осуществлять с обязательной защитой кожи рук, органов зрения, органов дыхания персонала.

    1. Для проведения текущей дезинфекционной уборки персоналу необходимо иметь не менее двух пар резиновых перчаток, двух ведер и двух наборов ветоши: отдельно для полов и отдельно для стен, дверей, ручек дверей и окон, поручней, домофона и т.д.

Также обществу предписано сообщать в ТО Роспотребнадзора о мерах, принятых во исполнение требований предписания, еженедельно по четвергам (до отмены) начиная с 09.04.2020 по электронной почте.

Несогласие с указанным предписанием явилось основанием для обращения ООО «ЭкоДолинск» в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о незаконности оспариваемого ненормативного правового акта ТО Роспотребнадзора. Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ ненормативные акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В соответствии с частью 2.3 названной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме


за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в числе прочего, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктом 3.2.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170) организации по обслуживанию жилищного фонда при использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. должны производить не реже чем через пять дней, а стен – не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.

Согласно пункту 23 Минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме включают в себя: сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистку систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекцию септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.


Из содержания указанных норм судами сделаны правомерные выводы о том, что работы по дезинфекции мест общего пользования жилых домов не входят в перечень работ, оказываемых управляющей организацией.

В обоснование законности вынесенного предписания ТО Роспотребнадзора ссылается на положения Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закона № 52-ФЗ)

Действительно, указанным законом установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия: обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (статья 11); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39, а также пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 № 65).

Согласно пункту 1 статьи 29 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020

№ 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В силу пункта 4.1 методических рекомендаций MP 3.1.0170-20

«Профилактика инфекционных болезней эпидемиология и профилактика COVID-19» противоэпидемические мероприятия представляют собой комплекс мер, направленных на предотвращение и распространения инфекции. Одним из важнейших мероприятий по снижению рисков распространения является дезинфекция. Текущую дезинфекцию в очаге проводят в течение всего времени болезни. Заключительную дезинфекцию проводят после выздоровления или убытия больного. Заключительная дезинфекция проводится силами специализированных (дезинфекционных) организаций или обученным персоналом.


Такие же требования содержатся в постановлении главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65 «Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13» (вместе с «СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила»).

В соответствии с пунктом 17.1 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения распространения возбудителей инфекций от больных (носителей) с их выделениями и через объекты внешней среды, имевших контакт с больными (носителями), в эпидемических очагах проводятся дезинфекционные мероприятия, обеспечивающие прерывание механизма передачи инфекционного агента и прекращение развития эпидемического процесса.

Согласно пункту 17.2 СП 3.1/3.2.3146-13 в эпидемических очагах проводятся текущая и заключительная дезинфекция.

В Письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23.012020 № 02/770-2020-32 «Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами» содержится информация о том, что профилактическая дезинфекция начинается немедленно при возникновении угрозы заболевания с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей на объектах, в учреждениях, на территориях и т.д., где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне. Включает меры личной гигиены, частое мытье рук с мылом или протирку их кожными антисептиками, регулярное проветривание помещений, проведение влажной уборки. Для дезинфекции применяют наименее токсичные средства. Мероприятия прекращаются через 5 дней после ликвидации угрозы заноса возбудителя.

Судами первой и апелляционной инстанций из материалов дела, а именно справки ГБУЗ СО «Долинская центральная районная больница им Н.К. Орлова» правомерно усмотрено, что в указанном инфекционном госпитале на 17.08.2020 (то есть, на дату после вынесения оспариваемого предписания) состоят 119 пациентов, положительных с ковидной инфекцией

74 человека, на самоизоляции 29 человек, на амбулаторном лечении 21 человек.

Между тем, сведений о том, что кто-либо из пациентов проживает в многоквартирном доме, обслуживаемом ООО «ЭкоДолинск», ТО Роспотребнадзора в материалы дела не представлено и судами не установлено.


Сама по себе сложившаяся в муниципальном образовании ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции, как верно отметили суды обеих инстанций, не может возлагать на юридических лиц обязанности, не предусмотренные нормативными актами.

Кроме того, удовлетворяя требования общества, суды обоснованно указали на следующее.

Санитарно-эпидемиологическими правилами 3.5.1378-03 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2013

№ 131 установлены требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности.

Приказом Минздравсоцразвития России от 08.10.2015 № 707н к специалистам, осуществляющим деятельность по специальности

«дезинфектология» установлены специальные квалификационные требования.

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством дезинфекция в подъездах жилых домов должна проводиться только специализированными организациями, имеющими лицензию, соответствующее оборудование, спецсредства, подготовленный персонал.

Поскольку управляющая организация такими полномочиями не обладает, подобной лицензии не имеет, при отсутствии решения собрания собственников на привлечение специализированной организации к проведению дезинфекционных работ и финансирование подобных работ, у ТО Роспотребнадзора не имелось полномочий вменять в обязанности управляющей организации проведение мероприятий, перечисленных в спорном предписании.

Кроме того, судами правомерно указано на то, что согласно положениям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Поскольку ТО Роспотребнадзора доказательств нарушения ООО

«ЭкоДолинск» требований действующего законодательства, регулирующего деятельность управляющих компаний, не представило, суды пришли к


обоснованному выводу о незаконности вынесенного в отношении общества предписания.

Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела и принимая во внимание недопустимость возложения на управляющую компанию обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, арбитражные суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание ТО Роспотребнадзора от 06.04.2020 является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО «ЭкоДолинск», в связи с чем признали его недействительным.

По существу доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы арбитражных судов, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятых по настоящему делу судебных актов в порядке кассационного производства, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа


П О С Т А Н О В И Л :


решение от 11.08.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2020 по делу № А59-2776/2020 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.


Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председательствующий судья А.И. Михайлова


Судьи И.М. Луговая


И.В. Ширяев