38/2019-119450(1)


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-5196/2019 29 октября 2019 года 15АП-14883/2019

15АП-14903/2019


Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года. Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ефимовой О.Ю., судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,

при участии:

от государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения»: Кривошапкина А.В. по доверенности от 07.12.2018, Неровной А.М. по доверенности от 03.07.2019,

от государственной жилищной инспекции Ростовской области: Ковачевой Е.А. по доверенности от 05.03.2019;

от Сидорковой Людмилы Сергеевны: Сидоркова Л.С. лично,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы государственной жилищной инспекции Ростовской области и Сидорковой Людмилы Сергеевны

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.07.2019 по делу № А53-5196/2019,

по заявлению государственного унитарного предприятия Ростовской области

«Управление развития систем водоснабжения»

к государственной жилищной инспекции Ростовской области при участии третьего лица: Сидорковой Людмилы Сергеевны о признании недействительным предписания,

УСТАНОВИЛ:

государственное унитарное предприятие Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (далее – ГУП РО «УРСВ», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее – ГЖИ РО, инспекция) о признании незаконным предписания от 06.02.2019 № 228 в части обязания ввести в эксплуатацию с 06.09.2018 прибор учета холодной воды,

установленный в доме № 8 по пер. Кооперативный в г. Цимлянске, и выполнить перерасчет платы за водоснабжение с 06.09.2019 исходя из фактических показаний прибора учета холодной воды (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т.3 л.д.46)).

Решением от 10.07.2019 суд признал недействительным предписание государственной жилищной инспекции по Ростовской области от 06.02.2019 №228, вынесенное в отношении государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» участок «Цимлянский» филиала «Шахтинский» в части требований о введении в эксплуатацию с 06.09.2018 прибора учета холодной воды и в части выполнения перерасчета платы за водоснабжение с 06.09.2018. Судебный акт мотивирован тем, что согласно сведениям, указанным в разделе акта "прочая информация" прибор учета установлен не по техническим условиям, что в соответствии с п. 81.5 Правил № 354, п. п. "б" п. 39 Правил № 776 является основанием для отказа во вводе прибора учета в эксплуатацию и его опломбировке.

Не согласившись с принятым судебным актом, государственная жилищная инспекция Ростовской области обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.

В обоснование апелляционной жалобы инспекция сослалась на то, что повторное получение потребителем технических условий, в том числе при замене прибора учета и установке его на прежнем месте, ранее согласованном в соответствии с техническими условиями, не предусмотрено ни Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776, (далее - Правила № 776), ни Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, (далее - Правила №354), ни иными действующими нормативным правовыми документами. Учитывая, что домовладение Сидорковой Л.С. ранее подключено к инженерным сетям водоснабжения в рамках договора с ОАО «Ростоводоканал», при этом предприятие продолжило исполнение договора на водоснабжение, заключенного Сидорковой Л.С. и ОАО «Ростоводоканал», отказ в приеме в эксплуатацию прибора учета со ссылкой на ненадлежащее место его установки является необоснованным и не соответствующим требованиям действующего законодательства, не предусматривающим повторной выдачи технических условий на уже подключенный объект капитального строительства.

В суд апелляционной инстанции с жалобой на решение суда от 10.07.2019 также обратилась не привлеченная к участию в деле Сидоркова Людмила Сергеевна. Определением от 15.08.2019 суд принял жалобу Сидорковой Л.С. к рассмотрению с учетом пункта 2 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009

№36. В апелляционной жалобе Сидоркова Л.С. указала, что она является владельцем дома и прибора учета, относительно эксплуатации которого жилищной инспекцией выдано оспариваемое в настоящем деле предписание от 06.02.2019

№228.

Определением от 17.09.2019 апелляционный суд привлек к участию в деле Сидоркову Л.С. и перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.

В судебном заседании представители государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель государственной жилищной инспекции Ростовской области возражал против удовлетворения заявленных требований предприятия.

Сидоркова Людмила Сергеевна возражала против удовлетворения заявленных требований государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения».

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, после которого судебное разбирательство продолжено.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, 06.02.2019 государственной жилищной инспекцией Ростовской области обществу выдано предписание № 228 об устранении нарушений действующего законодательства.

Основанием для выдачи названного предписания явились материалы проверки государственной жилищной инспекции по Ростовской области по обращению Сидорковой Л.С. о незаконном начислении платы за холодное водоснабжение и непринятии в эксплуатацию прибора учета.

Проведенной проверкой было установлено, что межповерочный интервал индивидуального прибора учета холодной воды в доме № 8 по пер. Кооперативному истек 03.06.2018 и с 04.06.2018 по 31.08.2018 расчет платы за холодное водоснабжение жителям дома № 8 производился по показаниям прибора учета с истекшим межповерочным интервалом. В период с 01.09.2018 по 01.11.2018 расчет заявителем произведен исходя из среднемесячного потребления холодной воды, а с 02.11.2018 исходя из норматива потребления холодной воды.

При этом в соответствии с п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - правила № 354), расчет платы за холодную воду с момента истечения межповерочного интервала - 04.06.2018 - должен был производиться исходя из среднемесячного потребления коммунальной услуги в течение 3-х расчетных периодов, соответственно до 03.09.2018, а с 04.09.2018 исходя из норматива.

В ходе проверки инспекцией установлено, что на основании требования о замене прибора учета, указанного в акте контрольного обследования от 30.07.2018

№ 276262, потребителем произведена замена прибора учета холодной воды. В согласованную исполнителем и потребителем дату ввода в эксплуатацию индивидуального учета холодной воды, представители водоснабжающей организации явились к абоненту по адресу: г. Цимлянск, пер. Кооперативному, дом

№ 8, в связи с чем 06.09.2018 был составлен акт контрольного обследования № 276800, в котором, не было отражено решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа, предусмотренного п. 81.6 Правил.

В акте от 06.09.2018 № 276800, который был оформлен заявителем не отражена фиксация того факта, что прибор учета не соответствовал п. 81.4 Правил

№ 354, что, по мнению инспекции, позволяет считать прибор учета холодной воды введенным в эксплуатацию с 06.09.2018 и производить начисление платы за холодную воду с указанной даты, исходя из фактических показаний прибора учета.

Полагая, что предписание от 06.02.2019 № 228 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Постановлением администрации Цимлянского района от 07.12.2017 № 684 ГУП РО "УРСВ" признано гарантирующей организацией на территории Цимлянского городского поселения.

На основании концессионного соглашения б/н от 10.10.2018 администрацией Цимлянского городского поселения ГУП РО "УРСВ" наделено правом эксплуатации водопроводных сетей, проходящих по территории городского поселения.

В соответствии со ст. 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) услуги холодного водоснабжения и транспортировки сточных вод для населения Цимлянского района оказываются на основании публичного договора. Договор ГУП РО "УРСВ" опубликован 27.12.2017 в газете "Придонье". Данный договор предусматривает обязанность потребителя содержать в технически исправном состоянии свою линию от места врезки, внутридомовые, внутриквартирные сети. Согласно публичному договору, количество полученной потребителем холодной воды и объема сточных вод определяется в соответствии с данными учета фактического потребления воды по показаниям средств измерений, установленных на границе сетей (п. 4.1 договора).

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и

пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами № 354.

Согласно пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы, за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Пунктом 81(5) Правил № 354 установлено единственное основание для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию, которым является несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил.

Пунктом 81(4) Правил № 354 предусмотрено, что в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

Пунктом 81(6) Правил № 354 установлено, что по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию.

Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2-х экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81(7) Правил

№ 354).

В ходе проверки инспекцией установлено, что на основании требования о замене прибора учета, указанного в акте контрольного обследования от 30.07.2018

№ 276262, потребителем произведена замена прибора учета холодной воды.

В согласованную исполнителем и потребителем дату ввода в эксплуатацию индивидуального учета холодной воды, представители водоснабжающей организации явились к абоненту по адресу: г.Цимлянск, пер. Кооперативному, дом

№ 8, в связи с чем 06.09.2018 был составлен акт контрольного обследования

№ 276800, в котором, не отражено решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа, также не указано на

наличие несоответствий в схеме монтажа прибора учета технической документации изготовителя прибора.

В акте от 06.09.2018 № 276800, который был оформлен обществом не отражена фиксация того факта, что прибор учета не соответствовал п. 81.4 Правил

№ 354. В указанном акте отсутствует подпись Сидорковой Л.С., имеются подписи двух сотрудников ГУП РО "УРСВ" и отметка о том, что потребитель от подписи отказалась. Свидетели такого отказа, кроме заинтересованных лиц (ГУП РО "УРСВ") в акте не указаны.

В акте от 06.09.2018 № 276800 указано, что прибор учета установлен не по техническим условиям, технические условия отсутствуют. Абоненту предложено получить технические условия.

Согласно новым техническим условиям абоненту необходимо установить прибор учета в ином месте, в точке разграничения эксплуатационной ответственности по водоснабжению (колодец, расположенный за границей земельного участка на расстоянии 5м).

Общество ссылается на то, что при приемке спорного прибора учета, расположенного не на границе эксплуатационной ответственности, согласно положениям раздела VI Правил № 776 в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами № 354, требовалось предоставление технических условий.

Технические условия у абонента отсутствуют и стороной данный факт не оспаривается.

Вместе с тем, согласно акту приемки в эксплуатацию водомерного узла ввода водопровода ОАО «Водоканал» от 16.08.2012 (т. 4 л.д. 89) водомерный узел выполнен согласно техническим условиям и принят в эксплуатацию.

В данном акте содержатся корректировки в номере счетчика. Исправленный номер соответствует номеру, указанному в паспорте счетчика, и соответствует заводскому номеру 10429881, также соответствует дата ввода (16.08.2012), указанная в паспорте счетчика и акте ввода от 16.08.2012. Из анализа паспорта ПДЕК.407223.002 ПС счетчика, акта приемки в эксплуатацию водомерного узла от 16.08.2012, акта контрольного обследования от 30.07.2018 № 276262 следует, что фактически введен в эксплуатацию 16.08.2012 счетчик воды СГВ-20 антимагнитный с заводским номером 10429881.

При этом, доказательства, что абонентом установлен новый прибор учета в ином месте, чем ранее устанавливался счетчик воды СГВ-20 антимагнитный с заводским номером 10429881, в материалы дела не представлены.

Инспекция обоснованно указала, что повторное получение потребителем технических условий, в том числе при замене прибора учета и установке его на прежнем месте, ранее согласованном в соответствии с техническими условиями, не предусмотрено ни Правилами № 776, ни Правилами №354, ни иными действующими нормативным правовыми документами. Учитывая, что спорное домовладение ранее подключено к инженерным сетям водоснабжения в рамках договора с ОАО «Ростоводоканал» на основании технических условий, при этом предприятие продолжило исполнение договора на водоснабжение, заключенного Сидорковой Л.С. и ОАО «Ростоводоканал», отказ в приеме в эксплуатацию прибора учета со ссылкой на ненадлежащее место его установки, является необоснованным и не соответствующим требованиям действующего законодательства.

При наличии указания в акте приемки в эксплуатацию водомерного узла ввода водопровода от 16.08.2012 на установку прибора учета в соответствии с техническими условиями, фактическое отсутствие технических условий при замене прибора учета не влечет признание установки на прежнем месте прибора учета ненадлежащим.

При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность критериев для признания ненормативного правового акта недействительным в оспариваемой части, поскольку обжалуемое предписание не противоречит положениям Правил № 354, требование общества не подлежит удовлетворению.

Ссылка заявителя на судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку выводы, содержащиеся в указанных судебных актах, в соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются преюдициальными для рассмотрения настоящего дела.

Учитывая, что суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта. Требования общества, изложенные в апелляционной жалобе, не подлежат удовлетворению.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Суд также учитывает, что судом первой инстанции обществу предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.07.2019 по делу

№ А53-5196/2019 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Ростовской области

«Управление развития систем водоснабжения» (ОГРН 1136195001227 ИНН 6167110467) в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 3 150 рублей.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо- Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий О.Ю. Ефимова


Судьи М.В. Ильина


С.С. Филимонова