Заключение

Рабочей группы Общественного жилищного контроля Общественной палаты Ростовской области (РГ ОЖК ОПРО), принятое на заседании РГ ОЖК ОПРО 11.04.2019,

по обращению в ОПРО г. Цимлянска Ростовской области о массовых отключениях Государственным унитарным предприятием Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» г.Шахты (ГУП РО "УРСВ") водоснабжения жилых домов при отказе собственников после поверки счетчика воды переноси гь место его установки за пределы земельного участка

В Общественную палату Ростовской области (ОПРО) поступило обращение жителей г. Цимлянска Ростовской области о массовых отключениях Государственным унитарным предприятием Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» г.Шахты (ГУП РО "УРСВ") водоснабжения жилых домов при отказе собственников после поверки счетчика воды переносить место его установки из помещения жилого дома в колодец за пределы земельного участка.

Рабочая группа Общественного жилищного контроля Общественной палаты Ростовской области (РГ ОЖК ОПРО) на своем заседании 11.04.2019 рассмотрела этот вопрос. На заседании велась аудио-запись.

В заседании РГ ОЖК ОПРО приняли участие представители заявителей Обращения - депутат Городского собрания Цимлянского городского поселения и жители г.Цимлянска. Министерства ЖКХ РО. ГУП РО "УРСВ", Управления Федеральной антимонопольной службы по РО, Государственной жилищной инспекции РО. глава Администрации Цимлянского городского поселения, председатель Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе РО, председатель и члены Общественного Совета при Министерстве ЖКХ РО. председатель Общественного Совета при ГЖИ РО. председатель Совета движения «Региональное общественное движение «Патриот» в защиту прав граждан в сфере ЖКУ», руководитель Ростовского Регионального центра НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль»», члены РГ ОПРО, общественные жилищные эксперты и инспекторы РГ ОПРО.

Представители ГУП РО "УРСВ" сообщили, что отключения водоснабжения жилых домов при отказе собственников после поверки счетчика воды переносить место его установки в колодец за пределы земельного участка не производилось. Жилые дома отключались от водоснабжения по причине долга по оплате за водоснабжение.

Однако в ходе заседания было установлено, что собственники отказывались оплачивать счета за водоснабжение, начисленные им ГУП РО "УРСВ" по нормативу потребления, после того, как ГУП РО "УРСВ" не произвело в установленный месячный срок приемку в эксплуатацию и опломбировку индивидуальных счетчиков воды после их поверки, установленных в помещениях жилых домов, требуя перенести счетчик воды из помещения в колодец на улице.

Члены и жилищные эксперты Рабочей группы Общественного жилищного контроля ОП РО, председатели общественных Советов, принявшие участие в заседании, считают, что требование ГУП РО "УРСВ" к собственникам жилых домов г.Цимлянска вынести счетчики воды из помещений и установить их за свой счет в уличных колодцах неправомерно и ведет к возрастанию социальной напряженности в г.Цимлянске.

Пунктом 8 статьи 5 Жилищного Кодекса установлено, что нормы жилищного законодательства, установленные Жилищным Кодексом имеют большую юридическую силу над нормами федеральных законов и иных нормативных актов, устанавливающих иной порядок действия граждан при получении коммунальных услуг.

В соответствии с частью 6 пункта 2 « «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительство РФ от 06.05.2011 №354 (далее Правила №354) индивидуальный прибор учета устанавливается в жилом доме или домовладении при наличии технической возможности.

В соответствии с пунктом 7.7.2 строительных правил СП 30.13330.2012 местом установки прибора учета холодной воды на вводах в здания и сооружения является удобное и легкодоступное помещение с искусственным или естественным освещением и температурой воздуха не ниже 5 °C.

В соответствии с пунктом 7.2.4 того же СП 30.13330.2012 только при невозможности размещения счетчиков холодной в здании допускается устанавливать их вне здания в специальных колодцах.

Подпунктом в) пункта 35 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, установлены обязанности абонента обеспечить:

- соблюдение температурного режима в помещении, где расположен узел учета холодной воды (не менее +5 °C);

Очевидно, что эти требования не могут быть обеспечены собственниками жилых домов при размещении счетчиков холодной воды не в помещениях, находящихся в границах их эксплуатационной ответственности, а в уличных колодцах.

Правительством Российской Федерации постановление от 29 июля 2013 г. № 645 (в ред. от 29 июня 2017 г.) утвержден публичный договор водоснабжения, условия которого в соответствии со статьей 426 ГК РФ обязательны при заключении и исполнения публичного договора водоснабжения и не устанавливают обязательность размещения счетчика воды на границе эксплуатационной ответственности.

Так подпунктом г) пункта 12 типового договора водоснабжения предусмотрена обязанность Абонента устанавливать приборы учета на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, т.е правовая норма установленная данным пунктом договора указывает на обязательность использовать прибор учёта при получении

коммунального ресурса, а пунктом 8 - необходимость предусматривать в договоре величину потерь холодной воды, возникающих на участке сети от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета, при размещении узла учета и приборов учета не на границе эксплуатационной ответственности.

Следовательно, Правительство РФ не устанавливало обязательную норму по установке прибора учёта холодной воды на границе эксплуатационной ответственности и на земельном участке домовладения.

Ссылка представителей ГУП РО «УРСВ» на «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 №776 (Правила №776) несостоятельна, поскольку в пункте 1 статьи 1 постановления прямо указано, что эти «Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации».

Как было указано выше, место установки прибора учёта холодной воды в жилом доме урегулировано частью 6 пункта 2 Правил №354, правовые нормы которого имеют приоритет над нормами других федеральных законов и нормативных актов. (Определение Верховного суда от 28 января 2014г, дело №АПЛ 13-586).

Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (п.2 статьи 1 ЖК РФ).

Представители ГУП РО «УРСВ» не смогли сообщить - какие именно отношения не урегулированы Правилами №354 и требуется применение положений Правил №776.

При этом пунктами 81-81(9), 81(14) Правил №354 урегулированы вопросы ввода в эксплуатацию прибора учета и его опломбировки.

Пункт 81 Правил №354 обязывает ГУП РО «УРСВ» произвести ввод установленного прибора учета в эксплуатацию,

Пунктом 81(14) Правил №354 предусмотрено, что ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил №354.

При этом пунктом 81(4) Правил №354 установлено, что в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

Пунктом 81(14) Правил №354, предусмотрено также, что установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем, а пунктом 81 Правил №354 предусмотрено, что установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Таким образом, жилищным законодательством предусмотрена установка индивидуального прибора учета в жилом доме (домовладении) в помещении, отвечающим установленным техническим требованиям. Обязательность установки 3

счетчика холодной воды только на границе эксплуатационной ответственности, да еще и в колодце, не установлена. Счетчик холодной воды подлежит установке в любом ином месте в помещении и после поверки должен быть принят в эксплуатацию и опломбирован в месячный срок после установки. Установка счетчика холодной воды в уличном колодце может осуществляться в добровольном порядке.

Единственным аргументом в обосновании требования к собственникам жилых домов вынести счетчики холодной воды из помещений в колодцы на заседании представители ГУП РО «УРСВ» назвали невозможность контролировать несанкционированные подсоединения к трубам в пределах зоны ответственности потребителей.

Однако законодательство в сфере водоснабжения предоставило ГУП РО «УРСВ» возможность организовать такой контроль, установив в пределах зоны ответственности ГУП РО «УРСВ» контрольные приборы учета холодной воды.

Однако ГУП РО «УРСВ» почему-то не спешит это делать.

Таким образом, требование ГУП РО «УРСВ» к собственникам вынести счетчики холодной воды из помещений в колодцы - это не что иное, как попытка переложить свои расходы по рытью уличных колодцев и установке в них контрольных счетчиков на собственников жилых домов г.Цимлянска.

На заседании представители Министерства ЖКХ РО полностью поддержали действия ГУП РО «УРСВ» по отключению воды в домах г.Цимлянска.

Ситуация усугубляется еще и тем, что среди граждан г.Цимлянска, которым отключена подача холодной воды, есть граждане преклонного возраста, не получающие холодную воду уже по четыре месяца, что является угрозой для их жизни.

На основании вышеизложенного, учитывая заключение УФАС но РО и заключение общественного жилищного эксперта Рабочей группы общественного жилищного контроля ОН РО В.В. Бабичева, члены и жилищные эксперты Рабочей группы Общественного жилищного контроля ОП РО, председатели общественных Советов, принявшие участие в заседании, считают, что отключение водоснабжения жилых домов г. Цимлянска вызваны неправомерными действиями ГУП РО «УРСВ» при поддержке Министерства ЖКХ РО, нарушающие предусмотренные жилищным законодательством права граждан, угрожающие жизни граждан и создающие социальную напряженность.

Руководитель Рабочей группы

Общественного жилищного контроля            ---

Общественной палаты Ростовской области s'         il/m     В.А. Литвиненко

4