О применении социальной нормы потребления электрической энергии в Ростовской области.


Социальная норма по электроэнергии была введена в Ростовской области для стимулирования граждан к экономии энергоресурсов. Порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии регулируется постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 (далее Положение №614) .

В соответствии с п.25 Положения №614 в объём коммунальной услуги (электроэнергия) по социальной норме включается объем потребления в жилом помещении и объем потребления на общедомовые нужды многоквартирного дома (МКД).

В соответствии с п.32 Положения №614, если объем потребления в жилом помещении не превысил величину социальной нормы, то оставшаяся часть социальной нормы электроэнергии учитывается при плате за коммунальную услугу по электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды.

Следует обратить внимание, что в Положении №614 идёт речь о коммунальной услуге по электроэнергии на общедомовые нужды.

С 01.01.2017 в соответствии с подпунктом д) статьи 15 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ (далее Закон №176) расходы на электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды, включены в состав платы за содержание жилого помещения, т.е. электроэнергия на общедомовые нужды перестала считаться коммунальной услугой. Электрическая энергия на общедомовые нужды стала коммунальным ресурсом.

В то же время внесённые Законом №176 поправки не затрагивают права граждан на использование социальной нормы в полном объёме, если выбран способ управления МКД – «Непосредственное управление», т.к. в данном случае электроэнергия в целях содержания общего имущества в МКД продолжает оставаться коммунальной услугой.

Учитывая внесённые поправки в Жилищный кодекс РФ, управляющая организация, обслуживающая общее имущество МКД, перестала учитывать оставшуюся часть социальной нормы по электроэнергии в жилом помещении при оплате гражданами электроэнергии на общедомовые нужды. Например, собственник жилого помещения в МКД переплатил за электроэнергию на содержание общего имущества без учёта порядка применения социальной нормы потребления за июнь 2021 года около 60 руб.

Действия управляющей организации поддержаны Государственной жилищной инспекции РО:

«В связи с тем, что размер платы за содержание жилого помещения устанавливается в одинаковом размере для всех собственников помещений в многоквартирном доме, тарифы для населения применяются ко всему объему коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаемому в расчет размера платы за содержание жилого помещения.

В настоящее время не конкретизировано, какой из тарифов для населения (в пределах социальной нормы или сверх) следует применять в случае, если в регионе действуют положения о социальной норме потребления электрической энергии (мощности).

Учитывая изложенное, начисление платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленный при содержании общего имущества указанного многоквартирного дома, с применением тарифа сверх социальной нормы не противоречит действующему законодательству, в связи с чем у Госжилинспекции области отсутствуют правовые основания для принятия мер административного воздействия.» (исх. от 04.08.2021 №15424).

Следует обратить внимание, что подпунктом а) пункта 22 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров …» (далее Правила №124) установлено:

«В случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).»

Арбитражный суд Красноярского края в своём решении от 22.11.2018 №А33-14621/2017 подтвердил, что внесённые в жилищное законодательство

Законом №176 поправки не влияют на применение порядка применения социальной нормы:

«Вместе с тем, принимая во внимание, что потребителями услуги электроснабжения на общедомовые нужды является население, какие-либо

изменения в Положение № 614 не внесены, то отнесение платы за электроснабжение на общедомовые услуги к плате за содержание жилого помещения не влечет изменения порядка применения тарифов в зависимости от социальной нормы потребления».

По моему мнению, в результате трактовки управляющей организацией и Государственной жилищной инспекции РО норм жилищного законодательства в отношении порядка применения социальной нормы потребления электрической энергии приводит к дискриминации прав жителей Ростовской области на использование в полном объёме электроэнергии по социальной норме в зависимости от способа управления многоквартирным домом.

В соответствии с правовыми нормами Положения №614, Правил №124 на территории Ростовской области исполнители жилищных услуг в МКД обязаны рассчитывать электроэнергию, предоставленную на содержание общего имущества, с использованием тарифов, установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления.


21.08.2021   В.Бабичев