Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах компетенции сообщает следующее.
Частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соответствующий порядок установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).
Пунктом 98 Правил № 354 установлено, что требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам № 354, а для случаев, предусмотренных пунктом 148(53) Правил № 354, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период в ценовых зонах теплоснабжения ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 3 к Правилам № 354.
Пунктом 15 приложения № 1 к Правилам № 354 в части качества коммунальной услуги по отоплению предусмотрено требование по обеспечению нормативной температуры воздуха в жилых помещениях и других помещениях многоквартирного дома, определяемое исходя из температуры воздуха в помещении в градусах Цельсия. Факт нарушения данного требования подтверждается актом проверки, составленным в соответствии с пунктами 109 - 110(1) Правил № 354. В случае подтверждения в акте проверки факта нарушения качества коммунальной услуги по отоплению в отношении конкретного помещения в многоквартирном доме размер снижения платы за некачественную коммунальную услугу по отоплению рассчитывается исходя из величины отклонения температуры воздуха в градусах Цельсия, зафиксированной в помещении актом проверки, а также продолжительности такого отклонения в соответствии пунктом 103 Правил № 354.
Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 279-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения" в законодательство о теплоснабжении и жилищное законодательство было введено понятие ценовых зон теплоснабжения. Согласно принятым изменениям в населенных пунктах, отнесенных Правительством Российской Федерации к ценовым зонам теплоснабжения, изменяется порядок формирования цены на тепловую энергию в целях повышения инвестиционной привлекательности отрасли, с одновременным увеличением ответственности ресурсоснабжающих организаций перед потребителями за нарушение качества теплоснабжения в данных зонах теплоснабжения.
В соответствии со статьей 23.9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения в части порядка исполнения единой теплоснабжающей организацией (далее - ЕТО) обязательств по соблюдению значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, и ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, устанавливаются Правилами организации теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808 (далее - Правила организации теплоснабжения).
Так, в соответствии с пунктом 21(1) Правил организации теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения в договоре теплоснабжения потребителей с ЕТО должны быть определены значения параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в том числе пределы их разрешенных отклонений, которые определяются сторонами договора и обеспечиваются ЕТО в соответствии с положениями, предусмотренными разделом X(1) Правил организации теплоснабжения.
Согласно пункту 148(54) Правил № 354 в случае, если исполнителем коммунальной услуги является ЕТО, в договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по отоплению, включаются параметры качества теплоснабжения, параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (далее - точка поставки) в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров. При этом, ЕТО обязана разместить на своем сайте сети "Интернет" значения параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров, определяемые в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, включаемые в договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по отоплению.
В силу пункта 124(7) Правил организации теплоснабжения в случае несоблюдения ЕТО включенных в договор теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, ЕТО обеспечивает снижение размера платы за поставляемую тепловую энергию (мощность) в порядке, предусмотренном пунктами 124(8) - 124(15) Правил организации теплоснабжения.
При этом, согласно пункту 124(13) Правил организации теплоснабжения в случае подтверждения факта нарушения качества теплоснабжения ЕТО в расчетном периоде, следующем за расчетным периодом, в котором произошло указанное нарушение, снижает размер платы за тепловую энергию (мощность), поставляемую для оказания коммунальной услуги по отоплению населению и приравненным к нему категориям потребителей, по формулам согласно приложению № 1 к Правилам организации теплоснабжения в соответствии с пунктом 148(53) Правил № 354. Названные специальные нормы, регулирующие отношения в ценовых зонах теплоснабжения, предполагают учет температуры теплоносителя, определяемой в точке поставки по показаниям общедомового прибора учета.
С учетом изложенного, Правила N 354 предусматривают разный порядок снижения платы за некачественную коммунальную услугу по отоплению.
В неценовых зонах теплоснабжения требования к качеству коммунальной услуги отопления устанавливаются разделом VI Приложения № 1 к Правилам № 354.
Такими требованиями являются:
1) Бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода;
2) Обеспечение нормативной температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
3) Установленное давление во внутридомовой системе отопления.
Порядок перерасчета платы за коммунальную услугу отопления для неценовых зон теплоснабжения установлен этим же разделом VI Приложения N 1 к Правилам № 354.
Порядок установления факта предоставления коммунальной услуги отопления ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен разделом X (пункты 104 - 113) Правил № 354.
В силу подпункта "в" пункта 111 Правил № 354 дата и время нарушения качества услуги может быть зафиксирован, в том числе коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей. Таким образом, в случае фиксации актом проверки факта нарушения параметров температуры воздуха в помещении показания коллективного (общедомового) прибора учета применяются для установления даты и время начала нарушения, а также лица, ответственного за нарушение качества.
В ценовых зонах теплоснабжения предоставление коммунальной услуги отопления производится в соответствии с Правилами № 354, с учетом особенностей, установленных разделом XV(2) Правил № 354.
При этом для ценовых зон теплоснабжения Правила № 354 устанавливают два различных случая, для которых предусмотрен различный порядок уменьшения размера платы за отопление при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность:
1) В силу пункта 148(53) Правил N 354 если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, теплоносителя (жилой дом оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, теплоносителя), нарушение качества коммунальной услуги по отоплению и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги по отоплению возникли в результате несоблюдения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемых в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, факт которого зафиксирован по коллективным (общедомовым) приборам учета тепловой энергии в многоквартирных домах (индивидуальным приборам учета в жилых домах) в порядке, установленном в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, при этом отсутствуют случаи, установленные законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, при которых снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) не производится, тогда размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам № 354, подлежит уменьшению на условиях и в порядке согласно приложению № 3 к Правилам № 354.
Согласно пункту 148(54) Правил N 354 если исполнителем является ЕТО при наступлении условий, указанных в пункте 148(53) Правил № 354, потребителям, обратившимся в ЕТО с сообщением о нарушении качества коммунальной услуги по отоплению, производится уменьшение размера платы за коммунальную услугу по отоплению на условиях и в порядке, которые предусмотрены приложением N 3 к Правилам № 354.
В целях применения приложения № 3 к Правилам № 354 в договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по отоплению, заключаемый с ЕТО, включаются параметры качества теплоснабжения, параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точке поставки в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров.
При этом ЕТО обязана разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" значения параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров, определяемые в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, включаемые в договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по отоплению.
Значения параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, определяются с учетом необходимости обеспечения установленных значений нормативной температуры воздуха в жилых помещениях и давления во внутридомовой системе отопления, а также с учетом соблюдения допустимой продолжительности перерывов коммунальных услуг, установленных приложением № 1 к Правилам № 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, установленных Правилами № 354, включая условия о значениях параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров.
2) Если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 148(53) Правил № 354, не выполняется, тогда в силу пункта 148(52) Правил № 354 при нарушении качества коммунальной услуги по отоплению применяется такой же порядок уменьшения платы за отопление, как и для неценовых зон - применяется раздел X (пункты 104 - 113) Правил № 354 и Приложение № 1 к Правилам № 354.
Таким образом, Правила № 354 предусматривают два порядка снижения платы за некачественную коммунальную услугу по отоплению для следующих случаев:
1) порядок, предусмотренный пунктами 148(50) - 148(54) Правил № 354, подлежащий применению в ценовых зонах теплоснабжения при соблюдении условий, установленных пунктом 148(53) Правил № 354, при котором факт нарушения качества коммунальной услуги по отоплению фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в точке поставки,
2) порядок, предусмотренный пунктами 104 - 113 Правил № 354, подлежащий применению в неценовых зонах теплоснабжения, а также в ценовых зонах теплоснабжения при несоблюдении условий, установленных пунктом 148(53) Правил N 354, при котором факт нарушения качества коммунальной услуги по отоплению в помещении фиксируется актом проверки.
В связи с этим, при предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, применение особенностей регулирования, установленных для ценовых зон теплоснабжения Правилами организации теплоснабжениями и пунктами 148(50) - 148(54) Правил № 354, в неценовых зонах теплоснабжения законодательством не предусмотрено.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
И.о. директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства О.В.ПОПОВА