Руководителю УФАС поРО

В.Г.Корнееву

344006, г.Ростов-на-Дону,

пр. Ворошиловский, 2/2,офис 403

жителей г, Цимлянск, Ростовской области, контактное лицо: Нянченко Любовь Викторовна проживающая по адресу:

Ростовская область,

Уважаемый Вадим Григорьевич!

Постановлением от 07.12.2017г. № 684 Администрация Цимлянского городского поселения определила ГУП РО «УРСВ» гарантирующей организацией по обеспечению надежного и бесперебойного водоснабжения и транспортировки сточных вод на территории Цимлянского городского поселения и обязало заключать договоры на поставку холодной воды и отвод сточных вод в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (Приложение № 1).

ГУП РО «УРСВ» при заключении договоров обязана руководствоваться типовым (публичным) договором, утверждённым постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 №645 (далее Договор №645) и требованиями законодательства Российской Федерации.

ГУП РО «УРСВ» опубликовало в газете «Придонье» от 27.12.2017г. № 100 публичный договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению для населения Цимлянского района Ростовской области (далее Договор № 100), в котором содержится условие об установке прибора учета на границе эксплуатационной ответственности сторон или в ином месте (п. 2.3.2.; п. 4.5. Договора № 100) (Приложение № 2).

Реализуя свое право на установку прибора учета в «ином месте», жители обратились с заявлениями в ГУП РО «УРСВ» участок «Цимлянский» с просьбой заключить письменный договор по водоснабжению с указанием места установки прибора учета в жилом помещении и составить акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по границе земельного участка собственника (Приложение №3).

ГУП РО «УРСВ» были направлены жителям проекты договоров для физических лиц (Приложение № 4), в которых имеются существенные расхождения условий на место установки прибора учёта с Договором №100, опубликованным этой же организацией в газете «Придонье» от 27.12.2017г. № 100 и Договором №645. В проектах договоров указано место установки приборов учёта только на границе земельного участка собственника. Иные места установки приборов учёта ГУП РО «УРСВ» исключило.

В результате были ограничены права собственников жилых домовладений на выбор места установки приборов учёта, установленные Правительством РФ в Договоре №645 и в Правилах предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирных и жилых домов, утверждённых постановлением Правительством РФ от 6 мая 201 1 г, № 354 (далее Правила №354).

Изучив проект договора для физических лиц в редакции ГУП РО «УРСВ», обнаружены следующие расхождения условий проекта и условий типового Договора № 645.

В частности:

Следовательно, условие ч. 2 п. 1.6. проекта договора для физических лиц следует признать ничтожным, как не соответствующее условию Договора № 645.

В н.п. г) и. 12 Договора № 645 установлено, что абонент обязан установить индивидуальный прибор учёта холодной воды на границе эксплуатационной ответственности или ином месте, определённом договором, т.е. правовая норма, установленная данным пунктом, указывает на обязанность использовать прибор учёта при получении коммунального ресурса.

Договор № 645 не содержит обязательных требований к потребителю (абоненту) устанавливать индивидуальный прибор только на границе эксплуатационной ответственности. В п.8 Договора №645 установлено, что в случае установки прибора учёта не на границе эксплуатационной ответственности величина потерь холодной воды, возникающих на участке сети от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета, должна оплачиваться абонентом.

Более того, в п. 3.2. проекта договора для физических лиц организацией содержится условие, о том, что «при размещении узла учета и приборов учета не на границе эксплуатационной ответственности величина потерь холодной воды, возникающих на участке сетей от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета, подлежит оплате в порядке...». Наличие данных условий так же указывает на возможность установки прибора учета в ином месте.

Считаем, что ГУП РО «УРСВ» превысило свои должностные полномочия, нарушило антимонопольное законодательство, т.к. жители не имеют возможности обратиться в другую водоснабжающую организацию о заключении договора на поставку холодной воды на условиях, установленных правительством РФ в Договоре №645.

Формулировка пп. г) п.12 Договора № 645 соответствует условиям, установленным в п.5 ст.20 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О водоснабжении водоотведении» (далее Закон №416) и в пп. д) ст.35 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (ред. от 26.12.2016) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения ...» (далее Правила №644). В этих законодательных актах установлено, что прибор учёта холодной воды может устанавливаться в иных местах, т.е. не на границе эксплуатационной ответственности потребителя (абонента).

В пункте 4 постановления Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 (ред. от 26.03.2014) "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее Правила №776) указано, что прибор учёта не обязательно должен быть установлен на границе эксплуатационной ответственности сторон. Он может быть установлен в ином месте, установленном договором.

Условия, установленные в п.2.3.2, проекта договора для физических лиц, вводят абонента в заблуждение в отношении места установки прибора учёта холодной воды, лишают его права выбора устанавливать прибор учёта в ином месте, определённом ч.б п.2 Правил №354 и нарушает его права потребителя коммунальных услуг, установленные в ч.2 ст. 1 ФЗ №2300-1.

В п.1 Правил №776 установлено, что настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами №354.

Места установки индивидуальных приборов учета в жилых домах урегулированы правовой нормой части 6 п.2 Правил № 354. Правительство РФ установило, что индивидуальный прибор учёта устанавливается «на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708, от 13.07.2019 № 897).

В п.8 ст.5 ЖК РФ установлено:

«В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов .местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса»,

В п.1 ст. 157 ЖК РФ законодатель установил, что Правила № 354 являются одним из положений Жилищного кодекса РФ. Следовательно, ресурсоснабжающие организации и потребители коммунальных услуг при заключении договоров обязаны руководствоваться правовыми нормами Правил № 354.

Верховный суд РФ в своих решениях и определениях при рассмотрении гражданских дел ресурсоснабжающих организаций о признании недействующими правовые нормы жилищного законодательства (в частности положений Правил № 354), указывал, что нормы Правил № 354, применяемые как часть специального законодательства, имеют приоритет в сфере регулирования отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг. (Решение от 25.09.13г. Дело №АКПИ13-852; Определение от 28 января 2014г Дело №АПЛ 13-586; Апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 29.09.2015г. МАПЛ 15-375).

Так же, необходимо принять во внимание п. 1.1. публичного договора, где указано «предметом настоящего Договора, в соответствии со ст. 539-548 ГК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирных и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительством РФ от 6 мая 2011 г. № 354 , является отпуск организацией Потребителю холодной воды.....», чем подтверждается применение Правил

№ 354 при оказании услуг водоснабжения.

Законодатель и Правительство РФ не предоставили право Исполнителям коммунальных услуг (ресурсоснабжающим организациям) определять место установки индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов потребителю (абоненту). Законодатель в п. 2 ст.1 ЖК РФ установил, что « граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований».

Следовательно, право выбора места установки индивидуального прибора учёта принадлежит абоненту. Ресурсоснабжающая организация предоставляет технические условия на выбранное абонентом место установки индивидуального прибора учёта.

В соответствии с п.4,5 ст. 426 ГК РФ стороны при заключении договора обязаны учитывать требования, установленные Правительством РФ в публичном договоре. Однако ГУП РО «УРСВ» всячески препятствует урегулированию вопросов по заключению договора на условиях Договора №645.

Во-первых, организация отказывается признавать иное место установки прибора учета, кроме как в точке технологического подключения, расположенной на границе земельного участка собственника и за его пределами.

Во-вторых, во исполнение пп. г) п.4 Правил № 354 Министерство регионального развития РФ утвердило критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета в многоквартирном и жилом доме.

В соответствии с п.81 Правил № 354 техническая возможность установки индивидуального прибора в многоквартирном и жилом доме определяется Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 ”06 утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета...» (далее Приказ №627).

Если будет установлено отсутствие критериев, указанных в пункте 2 Приказа № 627, то индивидуальный прибор учёта коммунального ресурса устанавливается в жилом доме. На заявление абонента с просьбой провести обследование на возможность установки прибора учёта в помещении (Приложение № 5), ГУП РО «УРСВ» в Акте обследования жилого дома не указывает критерии невозможности установки прибора учёта в жилом доме (Приложение № 6), как того требует Приказ №627, а приводит технические условия на установку прибора учёта в колодце, за пределами земельного участка собственника (Приложение № 7).

Абоненты неоднократно пытались урегулировать отношения по договору водоснабжения путем направления писем (Приложение №8) с просьбой привести договор в соответствие с Договором №645, однако организация отказывается признавать его существенные условия.

Поскольку ГУП РО «УРСВ» осуществляет свою деятельность не только на территории Цимлянского городского поселения, но и в других населенных пунктах Ростовской области, жителями нашего города изучен договор холодного водоснабжения и водоотведения для физических лиц размещенный на официальном сайте организации

Условия данного договора имеют существенные отличия от Договора № 100 и проекта договора для физических лиц, а так же не соответствуют положениям Договора № 645. Учитывая тот факт, что существенные условия публичного договора ресурсоснабжения должны быть едиными для всех потребителей (абонентов), возникает вопрос: почему имеются существенные различия условий договора предоставления услуг по водоснабжению ГУП РО «УРСВ» для отдельных населенных пунктах Ростовской области?

На основании вышеизложенного просим Вас, как государственный орган, с которым в соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (ред. от 27.02.2017) ”0 правилах, обязательных при заключении договор...» был согласован типовой договор ресурсоснабжения между ресурсоснабжающими организациями и жителями, проверить на соответствие правовым нормам Договора № 645 пункты: ч. 2 п. 1.6.; п. 2.3.2. проекта договора для физических лиц ГУП РО «УРСВ», и условий Договора № 100. В случае выявленных нарушений, обязать ресурсоснабжающую организацию устранить нарушения, привести публичный договор № 100 и проект договора для физических лиц в соответствие с действующими нормами законодательства РФ.

Приложение: