ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТ 16 АПРЕЛЯ 2020 Г. N АПЛ20-47
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Ситникова Ю.В.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья "Оккервиль-1", товарищества собственников жилья "Российский-14" о признании недействующими подпункта "ж(1)" пункта 31, абзаца восьмого пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, примечания 1 приложения N 2 к данным Правилам, подпункта "е" пункта 7, подпункта "б" пункта 7(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, пунктов 39(1), 98 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034, пункта 8 Типового договора горячего водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 643,
по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья "Оккервиль-1", товарищества собственников жилья "Российский-14" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. по делу N АКПИ19-821, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., исследовав материалы дела, включая возражения на апелляционную жалобу представителя Правительства Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации П., заключение в письменной форме прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее -Правила).
Первоначально текст нормативного правового акта официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г., N 116.
Приложение N 2 к Правилам содержит порядок расчета размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии со статьями 156 и 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 23 мая 2006 г. N 306 утвердило Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).
Первоначальный текст документа официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 29 мая 2006 г., N 22, "Российской газете" 31 мая 2006 г., N 114.
На основании Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила коммерческого учета тепловой энергии).
Первоначальный текст документа опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 25 ноября 2013 г., N 47 и на "Официальном интернет-портале правовой информации"
В силу Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) Правительство Российской Федерации постановлением от 29 июля 2013 г. N 643 утвердило Типовой договор горячего водоснабжения (далее - Типовой договор горячего водоснабжения).
Первоначальный текст документа опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 12 августа 2013 г., N 32 и на "Официальном интернет-портале правовой информации" 6 августа 2013 г.
Товарищество собственников жилья "Оккервиль-1" (далее - ТСЖ "Оккервиль-1"), товарищество собственников жилья "Российский-14" (далее - ТСЖ "Российский-14") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими подпункта "ж(1)" пункта 31, абзаца восьмого пункта 38 Правил, примечания 1 приложения N 2 к Правилам, подпункта "е" пункта 7, подпункта "б" пункта 7(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, пунктов 39(1), 98 Правил коммерческого учета тепловой энергии, пункта 8 Типового договора горячего водоснабжения, полагая их не соответствующими пунктам 6, 8 статьи 138, части 6.2 статьи 155 ЖК РФ, а также входящими в противоречие с постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг", от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", от 31 октября 2009 г. N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации".
В обоснование заявленного требования административные истцы сослались на то, что положения подпункта "ж(1)" пункта 31, абзаца восьмого пункта 38 Правил устанавливают разницу к подходу расчетов размера платы за коммунальные услуги между гражданами и товариществом собственников жилья, между товариществом собственников жилья и ресурсоснабжающей организацией. При этом товарищество собственников жилья осуществляет расчет с собственниками помещений в рублях за кубический метр (руб./куб. м), именно исходя из этой единицы измерения коммунального ресурса производится перечисление денежных средств в ресурсоснабжающую организацию через расчетные счета товарищества собственников жилья, тогда как ресурсоснабжающая организация выставляет счета из того же объема потребления собственниками коммунального ресурса (горячего водоснабжения в кубических метрах), переводя его в коммунальную услугу из расчета в гигакалориях (Гкал), а по отоплению - непосредственно в гигакалориях (Гкал). Административные истцы полагают, что такое правовое регулирование позволяет ресурсоснабжающей организации применять завышенный расчет стоимости коммунальных ресурсов по отоплению и горячему водоснабжению.
Также ТСЖ "Оккервиль-1", ТСЖ "Российский-14" указали, что в примечании 1 приложения N 2 к Правилам, подпункте "е" пункта 7, подпункте "б" пункта 7(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, пунктах 39(1), 98 Правил коммерческого учета тепловой энергии, пункте 8 Типового договора горячего водоснабжения применяется показатель "тепловая энергия" в единице измерения Гкал, которая постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2009 г. N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" предусмотрена для промышленного использования; применение такой единицы измерения в сфере коммунального хозяйства противоречит нормам Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и приводит к завышенному выставлению счетов, образованию задолженности по потребленным ресурсам и начислению по ним неустойки, в несколько раз превышающей те расчеты, которые выставляются товариществами собственников жилья жильцам многоквартирного дома.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления административным истцам отказано.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Оккервиль-1", ТСЖ "Российский-14" просят решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими примечания 1 приложения N 2 к Правилам, подпункта "е" пункта 7, подпункта "б" пункта 7(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, пунктов 39(1), 98 Правил коммерческого учета тепловой энергии, пункта 8 Типового договора горячего водоснабжения; признать названные правовые нормы не действующими и не подлежащими применению, поскольку применение величины единицы измерения в Гкал в рассматриваемых правоотношениях не предусмотрено действующим законодательством.
В судебное заседание Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации стороны не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не находит.
Согласно статье 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1).
Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление N 354, которым утверждены оспоренные в части Правила.
Полномочиями на утверждение Правил коммерческого учета тепловой энергии Правительство Российской Федерации наделено Законом о теплоснабжении (пункт 3.1 части 1 статьи 4).
Утверждение типового договора горячего водоснабжения отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации Законом о водоснабжении (пункт 2 части 1 статьи 4).
С учетом изложенного выше суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспоренные в части нормативные правовые акты утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий с соблюдением формы и порядка введения их в действие.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд правомерно исходил из того, что установленное правовое регулирование осуществлено в рамках полномочий Правительства Российской Федерации в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам, с учетом характера данного регулирования направлено на конкретизацию норм ЖК РФ на основе экономической и учетно-организационной целесообразности и не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью, которые обязаны соблюдать товарищества собственников жилья.
В разделе IV Правил определены права и обязанности исполнителя. Согласно подпункту "ж(1)" пункта 31 Правил исполнитель обязан осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 Правил, использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных Правилами.
Правомерен вывод суда в решении о том, что такое правовое регулирование соответствует части 1 статьи 157 ЖК РФ, в силу которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании части 9.2 статьи 156 названного кодекса размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу восьмому пункта 38 Правил при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей, что соответствует пункту 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающему, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В примечании 1 приложения N 2 к Правилам указаны единицы измерения, использующиеся для применения названного приложения при расчете размера платы за коммунальные услуги, в частности: в отношении объемов коммунальных ресурсов (тепловая энергия - Г кал); в отношении нормативов потребления коммунальных услуг (отопление - Гкал на 1 кв. м общей площади жилых помещений; тепловая энергия на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению - Гкал/куб. м); в отношении тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (тепловая энергия - руб/Гкал).
Подпунктом "е" пункта 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг предусматривается, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления используются следующие показатели: в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. м общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома; при использовании земельного участка и надворных построек - Гкал на 1 кв. м отапливаемых надворных построек, расположенных на земельных участках.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7(1) этих же правил при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используются следующие показатели: в отношении горячей воды - куб. м холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. м холодной воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Такое правовое регулирование введено Правительством Российской Федерации в пределах имеющихся у него полномочий и никакому иному правовому акту большей юридической силы не противоречит.
Пункт 39(1) Правил коммерческого учета тепловой энергии устанавливает, что в случае, если изготовителем в составе технической документации на теплосчетчик предоставляется проектная документация на узел учета тепловой энергии, теплоносителя, разработанная на основе унификации и типизации конструктивнотехнических и технологических решений и предназначенная для многократного применения (далее - типовое проектное решение), соответствующая требованиям, указанным в подпунктах "д" - "з", "м", "н" пункта 44 названных правил, и типоразмер расходомеров соответствует техническим условиям, то достаточно дополнить типовое проектное решение документацией, содержащей сведения, указанные в подпунктах "а" - "г", "и" - "л" пункта 44 данных правил. Для теплопотребляющих установок, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, при использовании типового проектного решения от изготовителя теплосчетчика разработка проекта узла учета и его согласование не требуются.
Согласно пункту 98 поименованных выше правил в открытых и закрытых системах теплопотребления, суммарная тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, на узле учета с помощью приборов определяется только время работы приборов узла учета, масса (объем) полученного и возвращенного теплоносителя, а также масса (объем) теплоносителя, расходуемого на подпитку.
Приведенные выше правовые положения в сфере регулирования коммерческого учета тепловой энергии также никакому иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат. Не ссылаются на такое противоречие и административные истцы.
В силу пункта 8 Типового договора горячего водоснабжения оплата по договору осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406. Двухкомпонентный тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), установленный на момент заключения договора, составляет: компонент на холодную воду - руб./м3 и (или) руб./м3/ч; компонент на тепловую энергию - руб./Гкал и (или) руб./Гкал/ч.
Доводы ТСЖ "Оккервиль-1", ТСЖ "Российский-14", повторенные в апелляционной жалобе, о противоречии оспариваемых правовых положений действующему законодательству, регулирующему правоотношения в сфере коммунального хозяйства, в части применения единицы измерения гигакалории (Гкал) в жилищнокоммунальной сфере, судом первой инстанции проверялись и правильно были признаны несостоятельными, поскольку федеральное законодательство в рассматриваемой сфере правоотношений использует такую единицу измерения тепловой энергии (мощности), как гигакалория.
Не основан на требованиях закона и довод апелляционной жалобы о том, что Г кал как внесистемная единица может применяться лишь в области промышленности.
Так, Закон о теплоснабжении в части 2.2 статьи 8, регулирующей виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также в подпункте 1 части 7 статьи 19, раскрывающей вопросы организации учета тепловой энергии, в качестве единиц измерения тепловой энергии (мощности) именует гигакалории.
Аналогичное использование названных единиц измерения применительно к объему потребления тепловой энергии содержит и Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 13 "Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы").
Довод в апелляционной жалобе о противоречии оспоренных правовых норм Федеральному закону от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" несостоятелен, так как данный закон предусматривает применение в Российской Федерации единиц величин Международной системы единиц, принятых Генеральной конференцией по мерам и весам. Более того, Правительством Российской Федерации могут быть допущены к применению в Российской Федерации наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин (часть 1 статьи 6). Какого-либо запрета на применение такой единицы количества теплоты как гигакалория (Гкал) этот закон не содержит.
Утверждения в апелляционной жалобе о нецелесообразности применения расчета количества теплоты в гигакалориях, необходимости разработки новой методики измерения количества поставляемой тепловой энергии и правил единиц величин, допускающих введение или изменение настроечных параметров в теплосчетчиках, по существу, сводятся к требованию об осуществлении нормативного правового регулирования в рассматриваемой сфере правоотношений в предлагаемой административными истцами редакции, что не отнесено к компетенции суда.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При таком положении ссылки в апелляционной жалобе о несоответствии оспариваемых положений нормативных правовых актов постановлению Правительства Российской Федерации от 31 октября 2009 г. N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации", которое в приложении N 3 (пункт 26) содержит указание на применение гигакалории в качестве внесистемной единицы измерения теплового потока (мощности) в промышленности, не могут свидетельствовать о незаконности обжалованного решения суда, которым проверялось соответствие оспариваемых правовых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Названное постановление и оспариваемые в части нормативные правовые акты имеют равную юридическую силу.
Установив, что какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, оспоренные правовые нормы, принятые в установленном законом порядке Правительством Российской Федерации, осуществляющим исполнительную власть Российской Федерации, не противоречат, суд первой инстанции правомерно отказал административным истцам в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспоренного правового регулирования, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.
Поскольку оспоренные правовые положения соответствуют законодательству, регламентирующему правоотношения в рассматриваемой сфере, довод административных истцов о том, что введенное регулирование нарушает их права, является неправомерным.
Кроме того, из положений части 1 статьи 135, пункта 2 статьи 138, части 4 статьи 154, части 2 статьи 162, части 2 статьи 157 ЖК РФ в их системной взаимосвязи следует, что товарищество собственников жилья в отношениях с ресурсоснабжающими организациями приобретает коммунальный ресурс для целей обеспечения коммунальными услугами потребителей, проживающих в многоквартирном доме, в связи с чем на управляющие организации не может быть возложена обязанность по оплате коммунальных ресурсов в объеме большем, чем полученная ими от потребителей плата.
Не может служить основанием к отмене решения суда первой инстанции довод апелляционной жалобы о неправомерном отклонении судом ходатайства административных истцов о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной антимонопольной службы. Данное административное дело рассматривалось в порядке абстрактного нормоконтроля; Правительство Российской Федерации как орган, принявший оспариваемые в части нормативные правовые акты, было привлечено в установленном порядке к участию в деле; интересы Правительства Российской Федерации на основании поручения представляло Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; требования главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предъявляемые к производству по названной категории дел, и в частности обстоятельствам, подлежащим выяснению, судом были выполнены (части 7, 8 статьи 213).
Ссылка в апелляционной жалобе на необоснованность обжалуемого решения несостоятельна. Решение суда первой инстанции должным образом мотивировано, вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь частью 7 статьи 150, частью 1 статьи 292, статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Оккервиль-1", товарищества собственников жилья "Российский-14" - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В.МАНОХИНА
Члены коллегии
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Ю.В.СИТНИКОВ