г. Ростов-на-Дону
05 октября 2020 г. Дело № А53-8759/18
Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2020 г.
Полный текст решения изготовлен 05 октября 2020 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Тановой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аракельянц Ю.А., после перерыва секретарем судебного заседания Дядищевой Ю.С.,рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Публичного акционерного общества «ТНСэнерго Ростов-на-Дону» ИНН 6168002922 ОГРН 1056164000023 к Обществу с ограниченной ответственностью «УО РСУ-58» ИНН 6165171626 ОГРН 1116165006363 третье лицо АО «Донэнерго». О взыскании 380 068,98 руб., пени по день фактического исполнения обязательства (уточненные требования) встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «УО РСУ-58» ИНН 6165171626 ОГРН 1116165006363 к публичному акционерному обществу «ТНСэнерго Ростов-на-Дону» ИНН 6168002922 ОГРН 1056164000023 о признании общедомовых приборов учета непригодными для расчетов (уточненные требования)при участии: от истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску): представитель Филонова Е.В., доверенность № 495 от 29.08.2020
от ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску): представитель Иванов Н.Н., доверенность от 09.02.2020, директор Трухлова И.А., выписка,
от третьего лица: представитель Акжигитов А.А., доверенность №367 от 13.12.2019, диплом.
установил: публичного акционерное общество «ТНСэнерго Ростов-на-Дону» ИНН 6168002922 ОГРН 1056164000023 обратилось в суд с требованием к обществу с ограниченной ответственностью «УО РСУ-58» ИНН 6165171626 ОГРН 1116165006363 третье лицо АО «Донэнерго» о взыскании 380 068,98 руб., пени по день фактического исполнения обязательства (уточненные требования).Общество с ограниченной ответственностью «УО РСУ-58» обратилось в суд со встречным иском к публичному акционерному обществу «ТНСэнерго Ростов-на-Дону» о признании общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных на многоквартирные дома, расположенные в г. Ростове-на-Дону по адресам: ул. Красноармейская, 174, пер. Халтуринский, 167, ул. Баумана, 6а/8, ул. М. Горького, 147 а литер а, ул. М. Горького, 147 б литер а, ул. М. Горького, 147 б литер б, пр. Буденовский, 24, пер. Журавлева, 150, ул.Нижнебльварная, 28, ул. Серафимовича, 60 непригодными для расчетов (уточненные требования).
В целях представления возможности ознакомления с представленными истцом документами, руководствуясь статьей 163 АПК РФ, суд определил объявить перерыв в судебном заседании до 01.10.2020 12 час. 00 мин. Информация о перерыве размещается на официальном сайте суда в сети Интернет, а также доводится до участвующих в деле лиц в соответствии с частью 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Явка представителей лиц, участвующих в деле, после перерыва признана необязательной.
Судебное заседание после перерыва объявлено продолженным 01.10.2020 в 12 час. 00 мин с участием представителей от истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску): представитель Филонова Е.В., доверенность № 495 от 29.08.2020, от ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску): представитель Иванов Н.Н., доверенность от 09.02.2020, директор Трухлова И.А., выписка, от третьего лица: представитель Куркина С.О., доверенность № 425 от 11.02.2020, диплом.
Ответчиком даны пояснения по представленным им расчетам.
Истец пояснил, что представленный ответчиком перерасчет не верен, просит суд не учитывать его при принятии решения.
Ответчиком представлено ходатайство об изменении предмета встречного иска, пояснения в обоснование изменений предмета встречного иска.
Согласно заявлению об уточнении встречного иска истец по встречному иску просит признать непригодными для расчетов общедомовые приборы учета электрической энергии, установленные в МКД по адресам: ул. Красноармейская, 174 в период с 01.01.2011 по 21.11.2017, пер. Халтуринский, 167 в период с 01.01.2014 по 07.10.2019, ул. Баумана, 6а/8 в период с 01.07.2016, ул. Журавлева, 150 в период с 03.09.2014, ул. Нижнебульварная, 28 в период с 01.01.2014, ул. М. Горького, 147 а литер А, ул. Максима Горького, 147 б, литер А, ул. Максима Горького, 147 б литер Б, пр-кт. Буденовский, 24,ул. Журавлева, 150, ул. Нижняя Бульварная, 28, ул. Серафимовича, 60.
Суд приобщает представленные ответчиком документы к материалам дела, принимает изменения встречного иска в порядке ст. 49 АПК РФ.
Истец и представитель третьего лица опровергли доводы ответчика о том, что прибор учета, установленного по улице Журавлева, был снят. Истец пояснил, что в графе «снят» описано действие по проверке и учету счетчика, а не его снятию.
Ответчик настаивает на том, что прибор учета был снят, что подтверждается представленным им актом, на основании представленных письменных пояснений.
Представителем истца по первоначальному иску даны пояснения, согласно которым все счетчики установлены в соответствии с актами, учет этих приборов велся исправно, дал пояснения по уточненным исковым требованиям, требования поддержал, просит суд учесть справочный расчет при принятии решения.
Представитель ответчика по первоначальному иску дал пояснения, согласно которым тарифы по приборам были изменены, представленный истцом расчет объема использованной электроэнергии не соответствует действительно потребляемым в указанный период объемам, поддержал ходатайство о снижении неустойки, а также просил суд не учитывать минусовые объемы, заявленные истцом, поскольку они уже были инициативно зачтены. Встречный иск поддержан.
Представитель ответчика по встречному иску встречный иск не признал, с учетом представленных ответчиком пояснений указал, что предпринимаемые ответчиком действия затягивают судебный процесс, поскольку ответчик указывает одни и те же объемы, что противоречит действительно учтенным, из чего следует, что представленные ответчиком расчеты являются неверными, требования встречного иска не обоснованы.
Представитель истца по встречному иску пояснил, что истец по первоначальному иску скрыл минусовые объемы при предъявлении изначальных требований, что свидетельствует о его недобросовестном поведении, ответчик погасил исковые требования по исполнительному документу, в связи с чем повторно аналогичные требования за один и тот же период ответчиком по первоначальному иску исполняться не должны.
Представитель третьего лица поддержал требования истца по первоначальному иску.
Представитель ответчика дал пояснения, согласно которым не все произведенные расчеты зачтены истцом, в связи с чем, истец продолжает пользоваться денежными средствами ответчика.
В целях представления возможности ознакомления с представленными ответчиком документами, руководствуясь статьей 163 АПК РФ, суд определил объявить перерыв в судебном заседании до 01.10.2020 до 17 часов 00 минут. Явка представителей лиц, участвующих в деле, после перерыва не требуется.
Судебное заседание после перерыва объявлено продолженным 01.10.2020 в 17 часов 00 минут в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие фактические обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.02.2019 по делу № А53-8759/2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 г. с общества с ограниченной ответственностью «УО РСУ-58» в пользу публичного акционерного общества «ТНС энерго Ростов-на-Дону» взыскана задолженность в размере 337 082,36 руб. за период с 01.10.2017 по 31.12.2017, пени в размере 42 986,62 руб. за период с 16.10.2017 по 12.07.2018, пени, начисленные на сумму долга 337 082,36 руб. на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 \35-ФЗ «Об электроэнергетике» за период с 13.07.2018 по день фактической оплаты задолженности, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 601 руб.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.09.2020 решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.02.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 по делу № А53-8759/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
08.07.2020 в связи с признанием Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 по делу № А53-6672/2019 МКД по ул. М. Горького, 147 а литерным многоквартирным жилым домом (то есть каждый дом, входящий в данный литерный адрес, является отдельным объектом), истец представил суду альтернативный расчет суммы долга и пени, исходя из норматива электропотребления с учетом повышающего коэффициента 1,5. Кроме того, в альтернативном расчёте применены площади мест общего пользования с учётом площадей чердаков и подвалов (согласно справок МУПТИ и ОН), по многоквартирному дому по ул. Красноармейская, 174 из показаний ОДПУ вычтен объем объекта «светофор», произведен перерасчёт по коммунальным квартирам, учтены объемы «отрицательных» СОИД за период с апреля 2017 г. по июль 2017 г.
Как следует из материалов дела, с октября 2013 года ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» осуществляет поставку коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УО «РСУ-58» (выписка из реестра лицензий Ростовской области, размещенная на официальном сайте Государственной жилищной инспекции Ростовской области) и поименованных в расчете задолженности.
Договоры энергоснабжения заключены с каждым гражданином в отдельности, открыты лицевые счета, по которым ведется учет потребленной электроэнергии, начисления и оплаты.
Согласно выписке из реестра лицензий Ростовской области, в котором содержится поадресный перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиатов, размещенной на официальном сайте Государственной жилищной инспекции Ростовской области управление указанными в расчете задолженности многоквартирными домами, осуществляет ООО УК «РСУ-58». ООО УК «РСУ-58», не обратилось в адрес ресурсоснабжающей организации с целью заключения договора энергоснабжения.
Истец осуществляет поставку энергоресурсов в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности N 124 от 15.04.2015 по следующим адресам:
г. Ростов-на-Дону ул. Серафимовича. 60, ул. Серафимовича, 37, ул. Серафимовича, 27, ул. Б. Садовая, 60, ул. Б. Садовая, 43, пр-т Буденновский, 24/56, пр-т Буденновский, 4, ул. Темерницкая, 56/23, ул. Баумана, 6 А/8, ул. М. Горького, 155, ул. Красноармейская, 204, ул. Социалистическая, 178, пер. Кольцовский, 5/7, ул. Согласия, 21, ул. Согласия, 20, пер. Халтуринский, 61, пер. Халтуринский, 167, пер. Халтуринский, 61/22, пр-т Ворошиловский, 77/157, пр-т Ворошиловский, 78, ул. Красноармейская, 174, пер. Университетский, 65, ул. Седова, 16, ул. Журавлева, 150, ул. Нижнебульварная, 28, ул. Нижнебульварная, 30, ул. Шаумяна, 45, ул. Шаумяна, 45/28, ул. Красноармейская. 222, ул. Красноармейская. 222/61, ул. Таганрогская, 118.
За период с 01.09.2017 по 31.12.2017 фактически в спорные многоквартирные дома, находящиеся на обслуживании ответчика, поставлена электрическая энергия, объем которой подтверждается актами снятия показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. Расход индивидуального потребления также подтверждается сведениями о показаниях ИПУ, дате их получения от граждан.
Срок оплаты электрической энергии для исполнителей коммунальных услуг императивно установлен пунктом 81 «Основных Положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 - до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
В связи с неоплатой поставленной электрической энергии истец заявил о взыскании задолженность в размере 337 082,36 руб. за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 за поставку электрической энергии и пени в сумме 39 597,31 руб. за период с 16.06.2017 по 12.07.2018, а также пени по день фактической оплаты.
Обществом с ограниченной ответственностью «УО РСУ-58» заявлен встречный иск о признании непригодными для расчетов и полученных показаний согласно общедомовым приборам учета электрической энергии, установленных в многоквартирных домах по спорным адресам: ул. Красноармейская, 174 в период с 01.01.2011 по 21.11.2017, пер. Халтуринский, 167 в период с 01.01.2014 по 07.10.2019, ул. Баумана, 6а/8 в период с 01.07.2016, пер. Журавлева, 150 в период с 03.09.2014, ул. Нижнебульварная, 28 в период с 01.01.2014, ул. М. Горького, 147 а литер А, ул. М. Горького, 147 Б литер А, ул. М. Горького, 147 Б литер Б, пр. Буденновский, 24, ул. Серафимовича, 60.
Акты допуска приборов учета в эксплуатацию в отношении указанных домов отсутствуют в нарушение п.152, 154 Правил №422. Акты замены приборов не являются документами, подтверждающими допуск приборов учета в эксплуатацию.
Также указано, что в отношении МКД по адресу : г.Ростов-на-Дону, ул.Красноармейская, 174 в материалы дела представлен акт замены прибора 17/11-21-1 от 21.11.2017 (далее -акт). Согласно акту была произведена замена трансформаторов тока типа Т-0,66. Согласно акту до 21.11.2017 использовались следующие трансформаторы тока: № 078286, квартал и год гос пломбы - Зкв. 2006 г. ; № 078486, квартал и год гос. пломбы - Зкв. 2006 г. ; № 078198, квартал и год гос пломбы - Зкв. 2006 г. Межповерочный интервал для трансформаторов тока Т-0,66 составляет 4 года. Следовательно, с 4 кв. 2010 г. трансформаторы тока не были пригодны в целях применения в измерительном комплексе по учёту потреблённой электроэнергии. Измерительный комплекс по учёту электроэнергии в мкд по адресу : г.Ростов-на-Дону, ул.Красноармейская, 174 непригоден для расчётов в период с 01.01.2011 по 21.11.2017.
В отношении по адресу : г.Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 167 в материалы дела представлен акт № 1220406 от 04.09.2017 допуска прибора учёта электрической энергии в эксплуатацию (далее - акт). Согласно акту произведен осмотр и техническая проверка следующих трансформаторов тока типа Т-0,66:№ 105694, № 105695, № 105693. При этом, согласно акту №139 от 07.06.2013 в измерительном комплексе по учёту электроэнергии вышеуказанные трансформаторы используются с 2009 года. Межповерочный интервал для трансформаторов тока Т-0,66 составляет 4 года. Следовательно, с 2013 г. вышеуказанные трансформаторы тока не были пригодны в целях применения в измерительном комплексе по учёту потреблённой электроэнергии. Указание в акте на проверку трансформаторов тока без участия метрологической организации, имеющей допуск на проведение поверки трансформаторов тока, является нарушением требований ГОСТ 8.217-2003 "Государственная система обеспечения единства измерений. Трансформаторы тока. Методика проверки". Таким образом, замена прибора учёта без фактической поверки трансформаторов тока не позволяет использовать измерительный комплекс для учёта электроэнергии. Также согласно акта №221575 от 07.10.2019 трансформаторы тока имеют нечитаемые номера. Следовательно в акте в отношении трансформаторов тока указана заведомо необъективная информация.
Кроме того, акт составлен без участия заинтересованной стороны - управляющей организации ООО "УО "РСУ-58".
Измерительный комплекс по учёту электроэнергии в мкд по адресу : г.Ростов-на-Дону, ул.Халтуринский,167 непригоден для расчётов в период с 01.01.2014 по 07.10.2019.
По МКД по адресу : г.Ростов-на-Дону, ул.Баумана, 6а/8 в материалы дела представлен акт №23/2025 от 25.03.2013 (далее - акт). Согласно акту установлены следующие трансформаторы тока типа Т-0,66: № 04042038, квартал и год уст. пломбы - 2 кв. 2012 г. ; № 04042037, квартал и год уст. пломбы - 2 кв. 2012 г. ; № 04042036, квартал и год уст. пломбы - 2 кв. 2012 г. ; Межповерочный интервал для трансформаторов тока Т-0,66 составляет 4 года. Следовательно, с 3 кв. 2016 г. трансформаторы тока не были пригодны в целях применения в измерительном комплексе по учёту потреблённой электроэнергии.
Измерительный комплекс по учёту электроэнергии в мкд по адресу : г.Ростов-на-Дону ул.Баумана, 6а/8 непригоден для расчётов в период с 01.07.2016 .
По МКД по адресу : г.Ростов-на-Дону, ул. Журавлёва, 150 в материалы дела представлен акт №24/1851 от 03.09.2014 (далее - акт). Согласно акту прибор учёта электроэнергии №18755673 был демонтирован. Однако, учёт электроэнергии осуществляется по прибору учёта, указанному как снятому.
В этой связи измерительный комплекс по учёту электроэнергии в мкд по адресу : г.Ростов-на-Дону, ул.Журавлёва, 150 непригоден для расчётов в период с 03.09.2014 .
По адресу : г.Ростов-на-Дону, ул. Нижняя Бульварная, 28 в материалы дела представлен акт №24/1227 от 30.05.2014(далее - акт). Согласно акту установлены следующие трансформаторы тока типа Т-0,66: № 121165, квартал и год уст. пломбы - 4 кв. 2010 г. ; № 121164, квартал и год уст. пломбы - 4 кв. 2010 г. ; № 121164, квартал и год уст. пломбы - 4 кв. 2010 г. Межповерочный интервал для трансформаторов тока Т-0,66 составляет 4 года. Следовательно, с 1 кв. 2014 г. трансформаторы тока не были пригодны в целях применения в измерительном комплексе по учёту потреблённой электроэнергии.
Кроме того, в акте содержится недостоверная информация, так как указаны два трансформатора тока с одинаковыми номерами. Измерительный комплекс по учёту электроэнергии в МКД по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Нижнебульварная,28 непригоден для расчётов в период с 01.01.2014.
Изложенное является основанием для обращения в суд со встречным иском к ответчику по встречному иску.
Изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 72 Основных положений № 442 и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N354. Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии/потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года. В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме. Постановлением № 1498 предусмотрено внесение в Правила № 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении. В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21, 1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, приобретаю ту ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с Федеральным законом.
Кроме того, согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил.
Ответчик в спорный период не обратился в ресурсоснабжающую организацию с целью заключения договора энергоснабжения.
Однако обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 214 исходит из положений ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 ст. 157 ЖК РФ, договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Аналогичный вывод содержится в пункте 4 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 N26361-02/04.
Фактически в многоквартирные дома, находящиеся на обслуживании ответчика за период с 01.09.2017 по 31.12.2017, поставлена электрическая энергия, объем которой подтверждается актами снятия показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. Расход индивидуального потребления также подтверждается сведениями о показаниях ИПУ, дате их получения от граждан.
Срок оплаты электрической энергии для исполнителей коммунальных услуг императивно установлен пунктом 81 «Основных Положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 - до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 9 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров: «В тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные».
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Корректность произведенного истцом расчета потребленной на ОДН электрической энергии по ряду квартир, являющихся коммунальными квартирами, отражена в альтернативном расчете суммы долга.
Собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире (часть 1 статьи 43 Жилищного кодекса Российской Федерации). Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в коммунальной квартире, бремя которых несет собственник комнаты в данной квартире, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире указанного собственника (часть 2 статьи 43 указанного Кодекса).
Из положений пункта 50 Правил N 354 следует, что расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с формулами 7, 7 (1), 8, 16, 19 и 21 приложения N 2 к данным Правилам. Указанные формулы используют понятие количество постоянно и временно проживающих граждан. При этом применение формулы зависит от наличия или отсутствия тех или иных величин, включенных в формулы в виде наличия в коммунальной квартире общего (квартирного) прибора учета коммунальной услуги, наличие комнатных приборов учета, наличия соглашения между потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) ресурса, потребленного в помещениях, являющихся общим имуществом и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
Обоснованным признается довод ответчика о некорректности расчета задолженности по МКД, расположенному по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 147а. Находящиеся в управлении ответчика в спорный период МКД, расположенные по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 147А, г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 147Б литер А; г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 147Б литер Б, относятся к домам литерной застройки.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-,водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Следовательно, расчет электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, необходимо производить исходя из того, что многоквартирные дома с несколькими литерами являются отдельными многоквартирными домами, а общедомовой прибор учета должен быть установлен на каждый многоквартирный дом - литер. В ином случае, расчет должен быть произведен исходя из нормативов потребления электроэнергии.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 22 Правил № 124 (вступил в силу с 01.01.2017 г., введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме") при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5. Согласно справочному расчету истца от 24.09.2020 (неоднократно корректируемому истцом с учетом доводов ответчика и сложившейся судебной практики между сторонами за иные периоды) задолженность за потребленную в целях содержания общего имущества электроэнергию за период с 01.09.2017 по 31.12.2017 составляет 0 руб. 00 коп. (сумма долга без учета оплат составляла 204501 руб. 24 коп.).
Признавая указанный (справочный) расчет надлежащим с учетом указанных в контррасчете адресов, и отклоняя контррасчет ответчика, суд учитывает судебную практику и установленные судами в рамках дел № А53-29295/2019, № А53-6672/2019, № А53-25681/2018, № А53-516/2019 обстоятельства, по спору между теми же лицами за иные периоды взыскания задолженности.
Суд принимает во внимание, что в справочном расчете истца учтены доводы ответчика о наличии в МКД коммунальных квартир, потребление электроэнергии комплексом светофорного регулирования, уточненные площади МОП, литерность МКД. Иные доводы ответчика судом отклоняются.
Согласно разъяснениям, данными Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в утвержденном им 06.07.2016 Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), вопрос № 3 раздела «Обязательственное право», в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 22 Правил № 124 (вступил в силу с 01.01.2017, введен постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме») при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5. При расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется «базовый норматив» только при отсутствии технической возможности установки прибора учета, подтвержденной соответствующим актом, составленном по форме и в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627. Таких доказательств ответчиком в материалы дела не предоставлено.
Применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса, исходя из норматива потребления, обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета. При этом увеличение размера платы потребителей за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации.Возражения ответчика по установке общедомовых приборов учета в МКД по пер. Халтуринский, 167, ул. Журавлева, 150, ул. Баумана, 6а/8, Буденновский 24 - являлись предметом исследования в рамках дела № А53-6672/2019 и отклонены судом.
В отношении МКД по ул. Нижнебульварная, 28, пер. Кольцовский, 5/7, пр.Ворошиловский, 78, пер. Университетский, 65, ул. Темерницкая, 56 возражения ответчика также являлись предметом исследования в рамках дела № А53-516/2019 и отклонены судом.
В отношении МКД по ул. Журавлева, 150 также имеется акт проверки (замены) средств учета № 24/1851 от 03.09.2014, составленный сетевой организацией АО «Донэнерго». Доводы ответчика по указанным МКД являлись предметом рассмотрения в рамках дела N А53-25681/2018.
Согласно статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из положений раздела X Основных положений № 442 следует, что под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. В ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик.
Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. В соответствии с требованиями пункта 172 Основных положений № 442 сетевой организацией производились инструментальные проверки общедомовых приборов учета, результаты которых были оформлены актами проверки, содержащими заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную на розничных рынках электрическую энергию, о соответствии расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета.
Пунктом 81 Правил № 354 предусмотрено, что в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность прибора учета. Акты проверки работы приборов учета и состояния измерений электрической энергии, представленные в материалы дела, содержат информацию, указанную в пункте 81 Правил № 354.
Необходимый статус коллективного прибора учета подтверждается актом проверки, в котором отражена вся необходимая информация о приборе учета и месте установки. С учетом изложенного ответчик не мог не знать о факте установки ОДПУ, доказательства того, что ОДПУ из-за нарушения технологии их установки либо из-за своих технических недостатков не могли использоваться в спорный период в расчетах, в материалы дела не представлены.
Приборы учета, установленные в литерном доме - ул. М. Горького 147 А в силу указанных норм, не могут быть признаны непригодными к расчетам, однако до установки общедомовых приборов учета на всех МКД, входящих в данный литер, использоваться для расчетов потребленной электроэнергии не могут.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21 (1) Правил № 124, пунктах 40, 44, 45 Правил № 354.
Согласно подпункту "а" пункта 21 (1) Правил № 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Уд = Уодпу - Употр, где: Уодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Употр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
В случае если величина Употр превышает или равна величине Уодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
При этом, положения подпункта "а" пункта 21 (1) Правил № 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Употр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Уодпу), не исключают перерасчет.
В случае когда величина Употр превышает объем Уодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.
Объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Указанный правовой подход изложен в судебном акте Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 № АКПИ18-386.
К объему отрицательных СОИД за период январь-март 2017г., истцом к контррасчету ответчика и требованиям ответчика о перерасчете, в соответствии со ст. 196 ГК РФ, заявлено о применении срока исковой давности.
В 2016 г. действовала редакция № 17 от 29.06.2016 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354, согласно которой плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (пункт 46 Правил №354). Согласно пункту 47 Правил № 354 в случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан: а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды; б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.Из расчета суммы долга за 2016 г., следует, что по МКД, в которых образовалось отрицательное ОДН, истец за указанный месяц не выставлял ответчику к оплате сверхнормативное ОДН. Более того, данная разница была учтена в расчетах с ответчиком. При изложенных обстоятельствах истец при расчете суммы долга за 2016 г. произвел учет отрицательного значения ОДН, стоимость электрической энергии, приходящаяся на объемы отрицательного значения ОДН, не удержана истцом, последний неосновательно не обогащается на данную суммы именно за счет ответчика, напротив, произвел возврат сумм ответчику.
Поскольку до 01.01.2017 величина ОДН входила в состав платы за коммунальную услугу, получателем которой являлась ресурсоснабжающая организация, управляющая компания не вправе претендовать на зачет отрицательного ОДН, возникшего до 01.01.2017.
Доводы ответчика об истечении межповерочных интервалов трансформаторов тока по указанным ответчиком МКД, отклоняются, так как согласно свидетельству Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.03.2014 об утверждении типа средств измерений, в отношении трансформаторов тока Т-0,66 установлен межповерочный интервал - 8 лет.
Суд признает обоснованным возражения ответчика о том, что 01.11.2017 смежной сетевой организацией ООО «Донэнерготранзит» составлен акт № 17/11-3 о непригодности к расчетам общедомового прибора учета № 11070085000095 в МКД по ул. М. Горького, 155. 21.11.2017 ООО «ДЭТ» составлен акт № 17/11-21, согласно которому произведена замена прибора учета (снят № 11070085000095), установлен счетчик № 117167730.
Однако за указанный период с 01.11.2017 г. по 21.11.2017 расчет истцом производился по прибору учета, признанному непригодным.
Согласно пункту 59.1 Правил № 354 в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, плата за коммунальную услугу за расчетный период определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям данного прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора составил меньше 6 месяцев - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.
Данный расчет производится, начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В альтернативном расчете истца сумма долга откорректирована в соответствии с пунктом 59.1 Правил № 354.
Учитывая изложенное, в удовлетворении уточненных встречных исковых требований надлежит отказать, в том числе ввиду ненадлежащего способа защиты права.
Подлежат отклонению доводы ответчика, о том, что управление в МКД по ул. Пушкинская, 137/50 осуществлялось им с 01.01.2018. Как следует из официальных данных системы ГИС ЖКХ, договора на управление МКД был заключен ООО «РСУ-58» с гражданами, проживающими в данном доме 01.10.2017.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 7 ст. 162 ЖК РФ установлено, что если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Исходя из изложенного, суд признает обоснованной сумму задолженности за потребленную в целях содержания общего имущества электроэнергию за период с 01.09.2017 по 31.12.2017 в размере 204 501,24 руб. С учетом оплат, поступивших от ответчика по платежным поручениям № 2147483647 от 12.07.2018, № 164743 от 12.07.2018, 159582 от 12.07.2018, № 159451 от 12.07.2018, № 159453 от 12.07.2018, № 159451 от 12.07.2018, № 38 от 04.09.2019, № 39 от 12.09.2019, задолженность ответчика перед истцом отсутствует.
В удовлетворении требований истца о взыскании задолженности в размере 337 082,36 рублей надлежит отказать, поскольку судом установлено отсутствие задолженности на момент рассмотрения настоящего дела, поступление последней оплаты установлено 12.09.2019.
Кроме того, истцом заявлены уточненные требования о взыскании с ответчика пени в размере 39 579,31 руб. за период с 16.10.2017 по 12.07.2018, а также пени по день фактической оплаты задолженности, начиная с 13.07.2018 г. в размере, установленном абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (протокольное определение от 25.12.2019).Согласно расчету истца пени составляют 44 365,66 рублей с учетом погашения задолженности в полном объёме 12.09.2019.
В соответствии со статьей 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно абзацу 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. В соответствии с Указанием Банка России от 11.12.2015 № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» значение ставки рефинансирования соответствует значению ключевой ставки Банка России на соответствующую дату. В силу пункта 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)" (утв.Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019), если обязательство по оплате потребления энергетических ресурсов было исполнено до момента вынесения решения судом о взыскании законной неустойки за просрочку его исполнения, размер ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации для расчета подлежащей взысканию неустойки определяется на день фактической оплаты основного долга.Согласно пункту 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее -Постановление N 7) если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ). Оснований для снижения неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется ввиду следующего. В соответствии с пунктом 73 Постановления N 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Ответчиком заявлено о снижении неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ.
Между тем, ответчиком не представлены доказательства того, что неустойка, размер которой определен за соответствующие периоды по ставке рефинансирования Банка России и законной ставке (пункт 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике") несоразмерна последствиям нарушения обязательств и приводит к получению истцом необоснованной выгоды. При такой ситуации основания для снижения неустойки отсутствуют.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 81) разъяснено, что при рассмотрении вопроса о необходимости снижения неустойки по заявлению ответчика на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судам следует исходить из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими денежными средствами. Поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно (например, по кредитным договорам). Баланс интересов сторон в рамках настоящих взаимоотношений достигается в ситуации, при которой поставщик электроэнергии получает полную оплату поставленной на розничной рынок электроэнергии, сетевая организация - оплату услуг по передаче электроэнергии, а потребитель получает качественный энергоресурс и своевременно оплачивает фактически принятый им объем электроэнергии и услуги, связанные с процессом энергоснабжения.
На основании изложенного, с общества с ограниченной ответственностью «УО РСУ-58» ИНН 6165171626 ОГРН 1116165006363 в пользу публичного акционерного общества «ТНСэнерго Ростов-на-Дону» ИНН 6168002922 ОГРН 1056164000023 подлежит взысканию неустойка в размере 44 365,66 руб.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины в порядке статьи 110 АПК РФ, по первоначальному иску с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 629 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины по встречному иску с учетом отказа в удовлетворении встречных исковых требований подлежат отнесению на истца по встречному иску и возмещению не подлежат.Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
По иску:
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «УО РСУ-58» ИНН 6165171626 ОГРН 1116165006363 в пользу Публичного акционерного общества «ТНСэнерго Ростов-на-Дону» ИНН 6168002922 ОГРН 1056164000023 неустойку в размере 44 365,66 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 629 руб.
В остальной части иска отказать.
Возвратить публичному акционерному обществу «ТНСэнерго Ростов-на-Дону» ИНН 6168002922 ОГРН 1056164000023 из федерального бюджета 12 775 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению №008689 от 21.03.2018.
По встречному иску:
В удовлетворении встречного иска отказать.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья
Д.Г. Танова