Верховный суд Определением от 21.09.2021 №307-ЭС21-15848 оставил в силе данное Постановление суда.


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 мая 2021 года Дело № А05-8260/2020 Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе

председательствующего Кустова А.А., судей Бобарыкиной О.А., Серовой В.К.,

рассмотрев 20.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Терра» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.10.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу № А05-8260/2020,


у с т а н о в и л:


Администрация муниципального образования «Город Архангельск», адрес: 163000, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Терра», адрес: 163060, Архангельск, ул. Урицкого, дом 49, корпус 3, ОГРН 1132901006281, ИНН 2901238242 (далее - Общество), об обязании в течение месяца со дня вступления решения в законную силу организовать место (площадку) для накопления крупногабаритных отходов для многоквартирных домов, расположенных в городе Архангельске по адресам: улица Смольный Буян, дом 25 (далее – Дом № 25), и улица Урицкого, корпус 2, дом 49 (далее – Дом № 49).

Решением от 14.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.12.2020, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый – об отказе в иске.

Податель жалобы настаивает на том, что действующее законодательство не устанавливает обязанности Общества как управляющей организации по отношению к имуществу, не входящему в состав переданного в ведение управляющей организации по договору управления общим имуществом многоквартирного дома, организовать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов, такая обязанность закреплена за органом местного самоуправления муниципальных образований.

Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество является управляющей организацией в отношении Домов № 25 и 49.

Поскольку в этих домах имеются помещения, находящиеся в собственности муниципального образования «город Архангельск», Администрация (собственник) и Общество 01.10.2014 и 01.12.2014 заключили договоры управления, по условиям которых Общество по заданию собственника обязалось в течение срока действия договоров за плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению домами, содержанию и ремонту общего имущества в домах, согласно утвержденному общим собранием собственников перечню, предоставлять собственникам и пользователям коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления домом деятельность.

В пункте 4 раздела III приложения № 2 и пункте 3.9 приложения № 4 к названным договорам закреплена постоянная обязанность Общества по организации мест накопления бытовых отходов и проведения работ по содержанию контейнерных площадок.

Администрацией Ломоносовского территориального округа в адрес Общества 22.01.2020 направлено письмо № 31-09/288 по вопросу организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для Домов № 25 и 49.

Общество 20.02.2020 обращалось в Администрацию с заявками об определении мест накопления отходов. Письмами от 19.02.2020 № 31-37/920, от 25.02.2020 № 31-37/1008 Администрация отказала в определении мест накопления отходов, поскольку поданные заявки не соответствуют установленной форме, а именно: отсутствуют пояснительные записки с указанием информации, характеризующей места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Впоследствии, 04.06.2020, сотрудники администрации Ломоносовского территориального округа провели осмотры прилегающих к спорным многоквартирным домам территорий на предмет наличия контейнерных площадок. Результаты осмотров зафиксированы в актах обследования от 04.06.2020, в которых установлено, что места накопления крупногабаритных отходов отсутствуют (том 1, листы 60, 61).

Ссылаясь на неисполнение законных требований, неправомерное уклонение Общества от исполнения обязанности по обеспечению места сбора твердых бытовых отходов Домов № 25 и 49, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды первой и апелляционной инстанций, признав иск обоснованным по праву, удовлетворили его.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ

«Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).

Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень № 290).

В силу пункта 26(1) Перечня № 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

На основании подпункта «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.

Постановлением Администрации от 13.02.2020 № 285 утвержден Порядок определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск» (далее - Порядок), который устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования «Город Архангельск», в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования «Город Архангельск», требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 2.8 Порядка обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилыми домами.

Согласно пункту 2.9 Порядка по результатам обследования территории уполномоченной комиссией составляется акт об определении места накопления твердых коммунальных отходов (приложение 5 к Порядку).

Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении.

При разрешении спора апелляционным судом также принято во внимание письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами», в котором разъяснено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.

Таким образом, как верно указали суды, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на Обществе в силу закона и заключенных договоров управления, что исключает наличие такой обязанности у Администрации.

Суды установили, что при содержании общего имущества Домов № 25 и 49 Обществом допущены нарушения, так как не организованы места сбора бытовых отходов, что следует из актов от 04.06.2020 и Обществом не оспаривается.

Суды обоснованно отклонили довод подателя жалобы о том, что площадь земельных участков под Домами № 25 и 49 не позволяет обустроить в их границах контейнерные площадки, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора твердых коммунальных отходов за границами земельного участка под многоквартирным домом. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за многоквартирным домом, не освобождает Общество от обязанности по ее содержанию.

Кроме того, судом первой инстанции приняты во внимание разъяснения, изложенные в пунктах 22, 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», согласно которым суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, может сделать вывод об объективной невозможности исполнения обязательства и отказать в удовлетворении иска в данной части.

Однако в настоящем споре ответчик таких доказательств не представил.

Поскольку, вопреки утверждению подателя жалобы, в данном случае именно Общество, осуществляя функции управления в отношении Домов № 25 и 49, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, положений Правил № 491, условий заключенных договоров управления, отвечает за надлежащее содержание общего имущества этих домов и обязано создать и содержать площадки накопления твердых коммунальных отходов, суды обоснованно удовлетворили иск.

Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений судами при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.10.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу № А05-8260/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Терра» - без удовлетворения.


Председательствующий А.А. Кустов

Судьи О.А. Бобарыкина

В.К. Серова