ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 октября 2021 г. N АКПИ21-568
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Назаровой А.М.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Власовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н. о признании недействующим абзаца первого пункта 4(1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов",
установил:
абзацем первым пункта 4(1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Гражданка Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 4(1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 1 статьи 1, пункту 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушают ее конституционные и гражданские права, в частности нарушают равенство прав, свобод и законных интересов человека независимо от места его жительства, а также экономические интересы, в том числе по предъявлению платы, не соответствующей реальному объему оказываемых услуг.
Как указывает административный истец, она - инвалид 3 группы, пенсионер, ветеран труда, заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства. Проживает одна в доме, расположенном в Московской области. Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20 декабря 2019 г. N 735-РВ утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов на территории Московской области, согласно которым исходя из размера общей площади индивидуального жилого дома и одного проживающего в итоге получается расчет на 17,210 кубометров твердых коммунальных отходов в год, что в 4,25 раза превышает максимум при нормативе твердых коммунальных отходов в кубометрах на одного проживающего. Полагает, что в этом случае перерасчет невозможен, поскольку законодательством не урегулирован данный вопрос, допущен пробел и методики (порядка) нет.
Она в течение шести месяцев проводила замер накопления твердых коммунальных отходов и установила, что в месяц накапливает контейнер (размером 70 см * 40 см * 40 см) объемом около 0,112 кубометра, а в год это составит всего 1,344 кубометра твердых коммунальных отходов. Таким образом, предъявляемый ей к оплате объем твердых коммунальных отходов в размере 17,21 кубометров превышает почти в 13 раз фактический объем накопления. Это в разы увеличивает финансовую нагрузку и создает угрозу для ухудшения качества ее жизни.
По мнению административного истца, общая площадь жилого помещения (дома) не имеет отношения к накоплению твердых коммунальных отходов, поскольку это результат жизнедеятельности человека. Подход к определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов по регионам разнообразен, несмотря на то, что должен соответствовать реальным параметрам накопления отходов.
Административный истец Н. и ее представитель Ф. извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 31 июля 2021 г. N ДГ-П16-10424).
Представитель административного ответчика Правительства Российской Федерации К. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 157 поименованного Кодекса (введена Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации") Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров.
В редакции федерального закона, действовавшей до 24 апреля 2020 г., аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации предусматривались частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила) и установило особенности их применения постановлением от 27 августа 2012 г. N 857 (далее - Постановление N 857).
Оспариваемый нормативный правовой акт первоначально опубликован в "Российской газете" 31 августа 2012 г., Собрании законодательства Российской Федерации 3 сентября 2012 г., N 36.
Пункт 4(1) Постановления N 857 введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232, которое размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 марта 2017 г., опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 13 марта 2017 г., N 11.
Пункт 4(1) Постановления N 857 соответствует жилищному законодательству, законодательству в области обращения с отходами и не нарушает права административного истца.
По смыслу статьи 5 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации обязано обеспечивать реализацию положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе издавать постановления, обязательные для исполнения в Российской Федерации всеми, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, не является исчерпывающим.
Реализуя полномочия по установлению особенностей применения Правил, Правительство Российской Федерации предоставило органам государственной власти субъектов Российской Федерации право принимать решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Данная норма отсылает к формуле 9(2) приложения N 2 к Правилам, согласно которой размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади i-го жилого помещения, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленной цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет норматив накопления твердых коммунальных отходов как среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени (статья 1). К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами названный Федеральный закон относит установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (статья 6).
Доводы административного истца о противоречии абзаца первого пункта 4(1) Постановления N 857 пункту 1 статьи 1, пункту 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку основаны на ошибочном толковании оспариваемых положений нормативного правового акта, которые определяют полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений и не могут рассматриваться как противоречащие вышеназванным нормам гражданского законодательства.
Иные доводы административного истца касаются вопроса о целесообразности правового регулирования и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ,
Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Н. о признании недействующим абзаца первого пункта 4(1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда Российской Федерации И.Д.АБАКУМОВА А.М.НАЗАРОВА