ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 марта 2022 г. N 48-КГ21-22-К7

УИД 74RS0048-01-2020-000425-23

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Вавилычевой Т.Ю., Фролкиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 марта 2022 г. кассационную жалобу Саратовской Лидии Сергеевны на решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 24 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 декабря 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 г.

по делу N 2-445/2020 Трехгорного городского суда Челябинской области по иску Саратовской Лидии Сергеевны к Управлению социальной защиты населения администрации г. Трехгорного о признании права на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов, возложении обязанности произвести перерасчет.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Саратовская Л.С. 3 июня 2020 г. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации г. Трехгорного (далее также -орган социальной защиты населения) о признании права на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов, возложении обязанности произвести перерасчет.

В обоснование заявленных требований Саратовская Л.С., <...> года рождения, ссылалась на то, что она является инвалидом I группы и проживает одна в квартире, расположенной по адресу: <...>, принадлежащей ей на праве собственности.

В силу положений части 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Челябинской области от 14 февраля 1996 г. N 16-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Челябинской области" с 1 января 2016 г. Саратовская Л.С. имеет право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов.

По состоянию на июль 2019 г. Саратовская Л.С. по уважительной причине (болезнь и смерть мужа) имела задолженность по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 24 221,60 руб., которая была погашена ею в июле 2019 г. Однако Управление социальной защиты населения администрации г. Трехгорного произвело перерасчет и выплатило ей компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме только в размере 7 164, 74 руб., то есть не в полном размере.

Саратовская Л.С. просила суд признать за ней право на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов с 1 января 2016 г. и возложить на Управление социальной защиты населения администрации г. Трехгорного обязанность произвести с 1 января 2016 г. перерасчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и выплатить ей эту компенсацию в размере ста процентов.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации г. Трехгорного в суде исковые требования Саратовской Л.С. не признал.

Решением Трехгорного городского суда Челябинской области от 24 августа 2020 г. в удовлетворении исковых требований Саратовской Л.С. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинской областного суда от 15 декабря 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Саратовской Л.С. ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 24 сентября 2021 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 21 января 2022 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны спора, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Саратовская Л.С., <...> года рождения, зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: <...>, является собственником этого жилого помещения.

По состоянию на 29 апреля 2010 г. Саратовская Л.С. была признана инвалидом II группы повторно, с 19 марта 2020 г. Саратовской Л.С. установлена I группа инвалидности бессрочно.

Согласно справке федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 72" Федерального медикобиологического агентства" от 21 января 2019 г. Саратовская Л.С. по состоянию здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе.

С 1 февраля 2010 г. Саратовская Л.С. на основании статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере пятидесяти процентов как инвалид, проживающий в квартире, не относящейся к жилым помещениям государственного и муниципального жилищного фонда.

С 1 января 2016 г. Управлением социальной защиты населения администрации г. Трехгорного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ "О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Саратовской Л.С., достигшей на 1 января 2016 г. возраста <...> лет, в автоматическом режиме была назначена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме как инвалиду II группы в размере пятидесяти процентов от фактических начислений взноса на капитальный ремонт на площадь жилого помещения.

С 1 сентября 2018 г. Управлением социальной защиты населения администрации г. Трехгорного Саратовской Л.С. предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" как вдове участника Великой Отечественной войны, в том числе компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере пятидесяти процентов.

За период с июня 2016 г. по июнь 2019 г. у Саратовской Л.С. образовалась задолженность по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 24 221,60 руб., в связи с чем компенсация таких расходов органом социальной защиты населения ей не выплачивалась.

01 июля 2019 г. Саратовская Л.С. погасила задолженность по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 24 221,60 руб.

10 сентября 2019 г. Саратовская Л.С. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации г. Трехгорного с заявлением о назначении ей компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов.

На основании этого заявления Управление социальной защиты администрации г. Трехгорного произвело Саратовской Л.С. перерасчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 1 июня 2016 г. по 30 июня 2019 г., выплатив сумму в размере 7 164,74 руб., и назначило ей с 1 сентября 2019 г. компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов.

Не согласившись с размером суммы произведенного за период с 1 июня 2016 г. по 30 июня 2019 г. перерасчета, Саратовская Л.С. 9 октября 2019 г. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации г. Трехгорного с заявлением о перерасчете компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, указав на то, что с 1 января 2016 г. она имеет право на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов.

Письмом Управления социальной защиты населения администрации г. Трехгорного Саратовской Л.С. было разъяснено, что компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов Саратовской Л.С. как неработающему пенсионеру, достигшему возраста <...> лет, назначена с 1 сентября 2019 г. на основании ее заявления от 10 сентября 2019 г.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Саратовской Л.С. о признании за ней с 1 января 2016 г. права на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов, суд первой инстанции сослался на статью 7-1 Закона Челябинской области от 14 февраля 1996 г. N 16-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Челябинской области", пункт 10 Порядка и условий предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 16 февраля 2016 г. N 59-П, и указал на то, что право на получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме носит заявительный характер.

Поскольку Саратовская Л.С. обратилась к ответчику за назначением компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов только 10 сентября 2019 г., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что такая компенсация в размере ста процентов за предшествующее время - до 1 сентября 2019 г. - ей не может быть назначена и выплачена.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Частью первой статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть третья статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 1 января 2016 г.).

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды.

В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере пятидесяти процентов.

Взнос на капитальный ремонт, как указано в части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, включен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 этого кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 данного кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ "О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2016 г., статья 169 Жилищного кодекса Российской Федерации была дополнена частью 2.1 следующего содержания: "Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов" <1> (статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ).

<1> С 1 января 2019 г. часть 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации действует в следующей редакции: "Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.".

Названным Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ также были внесены изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая дополнена частью четырнадцатой следующего содержания: "Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более пятидесяти процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг." (статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2016 г. федеральным законодательством определены категории граждан, имеющих право на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и размеры этой компенсации. В частности, одиноко проживающим неработающим гражданам - собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляется в размере ста процентов; инвалидам I и II групп предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более пятидесяти процентов указанного взноса.

В Челябинской области дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям ветеранов и граждан пожилого возраста, проживающим на территории Челябинской области, установлены Законом Челябинской области от 14 февраля 1996 г. N 16-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Челябинской области" (далее - Закон Челябинской области от 14 февраля 1996 г. N 16-ОЗ).

Статьей 3 Закона Челябинской области от 14 февраля 1996 г. N 16-ОЗ в редакции, действующей с 1 января 2016 г., определены категории лиц, на которых распространяется действие названного закона. К ним, в частности, отнесены одиноко проживающие неработающие граждане, достигшие возраста восьмидесяти лет, которым установлена (назначена) страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" или социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (пункт 8 статьи 3 этого закона).

Статьей 7-1 Закона Челябинской области от 14 февраля 1996 г. N 16-ОЗ (введена Законом Челябинской области от 30 декабря 2015 г. N 281-ЗО "О внесении изменений в некоторые Законы Челябинской области в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан", вступившим в силу в силу с 1 января 2016 г.) установлена дополнительная мера социальной поддержки отдельных категорий граждан пожилого возраста.

В соответствии с частью 1 статьи 7-1 Закона Челябинской области от 14 февраля 1996 г. N 16-ОЗ гражданам, указанным в пунктах 6 - 9 статьи 3 названного закона, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в форме компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Компенсация расходов осуществляется в отношении жилого помещения, используемого гражданином в качестве места постоянного проживания.

Согласно части 2 статьи 7-1 Закона Челябинской области от 14 февраля 1996 г. N 16-ОЗ компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Челябинской области для одиноко проживающих неработающих граждан, достигших возраста восьмидесяти лет, которым установлена (назначена) страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" или социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", составляет сто процентов.

Частью 5 статьи 7-1 Закона Челябинской области от 14 февраля 1996 г. N 16-ОЗ определено, что гражданам, имеющим на 1 января 2016 года право на получение меры социальной поддержки, установленной данной статьей, и обратившимся за ее получением в срок до 1 ноября 2016 года, компенсация расходов предоставляется с 1 января 2016 года.

Постановлением Правительства Челябинской области от 16 февраля 2016 г. N 59-П в соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законами Челябинской области "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Челябинской области" и "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" утверждены Порядок и условия предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан (далее также - Порядок), которыми урегулированы вопросы предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее именуется - компенсация расходов) отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории Челябинской области.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Порядка компенсация расходов предоставляется гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, используемых в качестве места постоянного проживания, из числа одиноко проживающих неработающих граждан, достигших возраста восьмидесяти лет, которым установлена (назначена) страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" или социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Гражданам пожилого возраста, впервые приобретшим право на меры социальной поддержки по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, компенсация расходов назначается с первого числа месяца подачи заявления после получения органами социальной защиты населения всех необходимых документов. Гражданам пожилого возраста, имеющим на 1 января 2016 года право на получение компенсации расходов и обратившимся за ее получением в срок до 1 ноября 2016 года, компенсация расходов предоставляется с 1 января 2016 года (пункт 8 Порядка).

Гражданам пожилого возраста, имеющим задолженность по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, выплата компенсации расходов приостанавливается, за исключением случаев заключения и (или) выполнения гражданами соглашений по ее погашению (абзац первый пункта 10 Порядка).

Выплата приостановленных сумм предоставляется с месяца, следующего за месяцем погашения гражданами пожилого возраста задолженности по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более чем за три года (абзац второй пункта 10 Порядка).

Абзацем первым пункта 13 Порядка предусмотрено, что в случае изменения основания для получения компенсации расходов по заявлению гражданина пожилого возраста назначение компенсации расходов по новому основанию осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин пожилого возраста подал в орган социальной защиты населения соответствующее заявление с необходимыми документами.

При достижении гражданином пожилого возраста, получающим компенсацию расходов, возраста восьмидесяти лет компенсация расходов в новом размере назначается на основании имеющихся в органе социальной защиты населения документов без истребования дополнительных документов с первого числа месяца достижения гражданином возраста восьмидесяти лет (абзац второй пункта 13 Порядка).

Исходя из приведенных нормативных положений право определенных категорий граждан, в числе которых инвалиды I и II групп, а также одиноко проживающие неработающие собственники жилых помещений, достигшие возраста восьмидесяти лет, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. В структуру этих расходов для собственников жилых помещений включен взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае одиноко проживающих и достигших возраста восьмидесяти лет, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.

В Челябинской области с 1 января 2016 г. одиноко проживающим и достигшим возраста восьмидесяти лет гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов.

Назначение и выплата такой компенсации для граждан, впервые приобретших право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, включая уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, носит заявительный порядок, выплата компенсации назначается с первого числа месяца подачи гражданином заявления после получения органами социальной защиты населения всех необходимых документов.

В случае, если гражданин являлся получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме до достижения им возраста восьмидесяти лет в размере менее ста процентов, выплата компенсации в новом размере (а именно в размере ста процентов) производится органом социальной защиты населения с первого числа месяца достижения гражданином возраста восьмидесяти лет на основании уже имеющихся в органе социальной защиты населения документов, без истребования у гражданина каких-либо дополнительных документов.

Приведенные нормативные положения о порядке и условиях предоставления одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений в Челябинской области, достигшим возраста восьмидесяти лет, компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме судами первой и апелляционной инстанций применены неправильно, вследствие чего их вывод о том, что компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов не может быть назначена и выплачена Саратовской Л.С. за период до 1 сентября 2019 г. ввиду ее обращения к ответчику за назначением названной компенсации в размере ста процентов только 10 сентября 2019 г., нельзя признать правомерным.

Судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что Саратовская Л.С., 15 декабря 1930 года рождения, с 2010 года уже являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как инвалид II группы в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которые предоставлялись ей Управлением социальной защиты населения администрации г. Трехгорного на основании ее заявления и имеющихся в органе социальной защите населения документов, в том числе сведений о возрасте Саратовской Л.С. При этом компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере пятидесяти процентов, введенная Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ, была назначена Саратовской Л.С. органом социальной защиты населения с 1 января 2016 г. автоматически, без истребования от нее дополнительного заявления.

Поскольку Саратовская Л.С. на момент вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ и введения в действие статьи 7-1 Закона Челябинской области от 14 февраля 1996 г. N 16-ОЗ, то есть на 1 января 2016 г., достигла возраста <...> лет и являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов должна была быть назначена Саратовской Л.С. органом социальной защиты населения на основании имеющихся в распоряжении органа документов с 1 января 2016 г. без представления ею каких-либо дополнительных документов и в отсутствие необходимости дополнительного обращения Саратовской Л.С. с соответствующим заявлением.

Назначение Управлением социальной защиты населения администрации г. Трехгорного Саратовской Л.С., достигшей на 1 января 2016 г. возраста <...> лет, компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере пятидесяти процентов свидетельствует о нарушении органом социальной защиты населения права Саратовской Л.С. на возмещение в полном объеме произведенных ею расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Челябинской области.

Ввиду изложенного у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Саратовской Л.С. о признании за ней права на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов с 1 января 2016 г. и возложении на орган социальной защиты населения обязанности произвести перерасчет компенсации расходов с указанной даты.

Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Саратовской Л.С. законность решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда апелляционной инстанции, допущенные ими нарушения норм материального права при разрешении исковых требований Саратовской Л.С. не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379.6 и частей 1 - 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом приведенного выше решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 24 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 декабря 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Саратовской Л.С., что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, однако судами первой и апелляционной инстанций, а также кассационным судом общей юрисдикции неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Саратовской Л.С. к Управлению социальной защиты населения администрации г. Трехгорного о признании за ней с 1 января 2016 г. права на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов, возложении обязанности произвести перерасчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме с 1 января 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 24 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 декабря 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Саратовской Лидии Сергеевны к Управлению социальной защиты населения администрации г. Трехгорного о признании за ней права на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов с 1 января 2016 г., возложении на Управление социальной защиты населения администрации г. Трехгорного обязанности произвести с 1 января 2016 г. перерасчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и выплатить эту компенсацию удовлетворить.

Признать за Саратовской Лидией Сергеевной право на предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ста процентов с 1 января 2016 г., возложить на Управление социальной защиты населения администрации г. Трехгорного обязанность произвести перерасчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме с 1 января 2016 г. и выплатить Саратовской Лидии Сергеевне эту компенсацию в размере ста процентов уплаченного ею взноса на капитальный ремонт.