Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.05.2017 N 18-АПГ17-10



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 мая 2017 г. N 18-АПГ17-10


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе


председательствующего Александрова В.Н., судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б. при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению председателя правления некоммерческого садоводческого товарищества "Авиатор" Кривошеева В.В. о признании не действующим в части приказа Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 декабря 2015 г. N 78/2015-Э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Краснодарскому краю и Республики Адыгея", по апелляционной жалобе председателя правления некоммерческого садоводческого товарищества "Авиатор" Кривошеева В.В. на решение Краснодарского краевого суда от 05 декабря 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.


Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения председателя правления некоммерческого садоводческого товарищества "Авиатор" Кривошеева В.В., представителя Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Воробьевой Е.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


установила:


некоммерческое садовое товарищество "Авиатор" (далее - НСТ "Авиатор") в лице председателя правления Кривошеева В.В. обратилось в Краснодарский краевой суд с заявлением о признании не действующим в части приказа Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 декабря 2015 г. N 78/2015-Э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Краснодарскому краю и Республики Адыгея" (далее - приказ от 18 декабря 2015 г. N 782015-Э).


Решением Краснодарского краевого суда от 05 декабря 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.


Не согласившись с решением суда первой инстанции, председатель правления НСТ "Авиатор" Кривошеев В.В. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в


которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.


Относительно апелляционной жалобы Администрация Краснодарского края и прокуратура Краснодарского края представили возражения.


В судебное заседание представители Администрации Краснодарского края, ОАО "Кубаньэнергосбыт" и прокуратуры Краснодарского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.


Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.


Региональной энергетической комиссией - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК Краснодарского края) 18 декабря 2015 г. издан приказ N 78/2015-Э, установивший для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, понижающего коэффициента к ценам (тарифам) на электрическую энергию в размере 0,7; для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан - некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства - в размере 1.


В обоснование заявленного требования административный истец указал, что приказ от 18 декабря 2015 г. N 78/2015-Э в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере установления тарифов в области электроэнергетики и имеющим большую юридическую силу.


По мнению заявителя, установление оспариваемым приказом при расчетах с членами НСТ "Авиатор" и другими лицами, проживающими на территории товарищества, не являющимися его членами и заключившими индивидуальные договоры энергоснабжения, понижающего коэффициента - 0,7, а при расчетах с самим обществом понижающего коэффициента - 1, носит дискриминационный характер и нарушает право членов НСТ "Авиатор", не заключивших индивидуальные договоры энергоснабжения, на равные условия в оплате потребленной электроэнергии.


Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и в соответствии с компетенцией РЭК по Краснодарскому краю, с соблюдением требований законодательства, регулирующего правоотношения в сфере тарифообразования в электроэнергетике.


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.


Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия


органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).


Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).


Пунктом 71 Основ ценообразования предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.


Также понижающий коэффициент от 0,7 до 1 применяется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению N 1 к настоящему документу (за исключением потребителей, указанных в пункте 71(1) настоящего документа).


Согласно пункту 2 названного перечня к категориям потребителей, которые приравнены к населению, отнесены, в том числе садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.


В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных коммерческих объединениях граждан" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, определенные для сельских потребителей.


Таким образом, установление тарифов на электрическую энергию для садоводов, огородников дачников как для сельских потребителей является правом, а не обязанностью органа тарифного регулирования. Реализация указанного права подлежит осуществлению регулирующим органом с учетом требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики.


В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике применение указанных выше понижающих коэффициентов является мерой государственной поддержки граждан, в результате


которой населению и приравненным к ним потребителям электроэнергии устанавливается тариф на электрическую энергию (мощность) ниже экономически обоснованного тарифа, а для иных категорий потребителей электроэнергии - выше на разницу между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения и приравненным к ним потребителям. Указанная разница образует величину перекрестного субсидирования.


В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1231, и от 31 июля 2014 г. N 750 величина перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе подлежит поэтапному снижению. В указанных целях в пункт 71 Основ ценообразования постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 136 внесены изменения, устанавливающие интервал понижающих коэффициентов от 0,7 до 1, применяемых при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населении и приравненных к населению категориям потребителей.


Таким образом, применение понижающего коэффициента - 1 на 2016 год осуществлено во исполнение рекомендаций Правительства Российской Федерации в части поэтапного прекращения перекрестного субсидирования в электроэнергетике.


Величина указанных в оспариваемом приказе цен (тарифов) на электрическую энергию не превышает предельные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателем на розничных рынках, в том числе населению и приравненных к нему категориям потребителей на 2016 год, предусмотренные для Краснодарского края и Республики Адыгеи.


Согласно письму Минэнерго России от 29 октября 2014 г. N ВК-12232/09 размер тарифа на электрическую энергию, установленного для потребителей, приравненных к городскому населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, составляет около 70% от размера экономически обоснованного тарифа. При этом межтарифная разница возмещается за счет создания условий для применения при расчетах с иными категориями потребителей электрической энергии повышенных розничных цен на энергетическую энергию.


Таким образом, плановый объем снижения валовой выручки гарантирующих поставщиков Краснодарского края в случае применения к тарифам для садоводческих товариществ понижающего коэффициента ниже 1 будет компенсирован за счет повышения тарифов для прочих категорий потребителей.


Разрешая спор, суд первой инстанции, обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя о дискриминационном характере установления оспариваемым приказом при расчетах с членами НСТ "Авиатор" и другими лицами, проживающими на территории товарищества, не являющимися его членами и заключившими индивидуальные договоры энергоснабжения, понижающего коэффициента - 0,7, а при расчетах с самим обществом понижающего коэффициента - 1.


Согласно материалам дела между ОАО "Кубаньэнергосбыт" (гарантирующим поставщиком) и НСТ "Авиатор" заключен договор энергоснабжения от 01 августа 2010 г. N 1161773.


Расчеты за потребленную электрическую энергию производятся по тарифам, установленным оспариваемым приказом N 78/2015-Э от 18 декабря 2015 г.


При этом судом установлено, что договоры энергоснабжения, заключенные с гражданами, проживающими на территории НСТ "Авиатор", являющимися и не являющимися членами товарищества, отсутствуют, заявления о заключении таких договоров в адрес гарантирующего поставщика не поступали. Доказательств обратного лицами, участвующими в деле не представлено.


Таким образом, оспариваемый в части приказ РЭК Краснодарского края от 18 декабря 2015 г. N 78/2015-Э принят регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством, с учетом установленных на федеральном уровне предельной величины перекрестного субсидирования в Краснодарском крае, а также предельных минимальных и максимальных уровней тарифов в Краснодарском крае и Республике Адыгея и не противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и приказу Федеральной службы по тарифам от 16 сентября 2014 г. N 1442-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категорий потребителей".


С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


определила:


решение Краснодарского краевого суда от 05 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя правления Некоммерческого садоводческого товарищества "Авиатор" Кривошеева В.В. - без удовлетворения.