ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ № 2-8007/2021

№88-705/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Санкт-Петербург 23 января 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Яроцкой Н.В.,

судей Черлановой Е.С., Кротовой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Невского района Санкт-Петербурга к ТСЖ «Веста» об обязании совершать определенные действия

по кассационной жалобе ТСЖ «Веста» на решение Невского районного суда г. Санкт-Петербурга от 8 декабря 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 августа 2022 г.

Заслушав доклад судьи Яроцкой Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

<адрес>, действуя в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ТСЖ «Веста», просил обязать ответчика в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу согласовать в Управлении Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, находящемся в управлении по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что ответчик, управляя многоквартирным домом, обязан осуществлять производственный контроль какчества воды, так как эксплуатирует системы водоснабжения.

Решением Невского районного суда города Санкт-Петербурга от 8 декабря 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 августа 2022 г., исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, как незаконных.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ТСЖ «ВЕСТА» Сметанина А.Л., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ Парфеновой Е.Г., полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно ч. 1 ст. 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ТСЖ «Веста» управляет многоквартирным домом по адресу: <адрес>, предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме.

Условиями договора управления многоквартирным домом предусмотрено, что ТСЖ предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Правительством РФ, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу.

В соответствии с договором поставки горячей воды от 01 февраля 2008 г., заключенным между ОАО «ТГК №1» и абонентом ТСЖ «Веста» местом исполнения обязательства поставщика по поставке горячей воды является точка поставки на границе раздела балансовой принадлежности сетей горячего водоснабжения между поставщиком и абонентом. Точка поставки отражена в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

2 апреля 2008 г. между ТСЖ «Веста» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию, согласно п. 3.1.1 которого ГУП обязуется обеспечивать питьевой водой, соответствующей требованиям, установленным государственными стандартами, СанПиН. Место исполнения обязательства ГУП по настоящему договору водопроводные вводы и канализационные выпуски, указанные в Приложении N 1. Согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным сетям, границей эксплуатационной ответственности сторон является линия раздела элементов систем водоснабжения согласно схеме.

При этом в ТСЖ отсутствует программа производственного контроля качества питьевой и горячей воды, согласованная с территориальным органом, осуществляющим санитарноэпидемиологический надзор; не осуществляется производственный контроль качества питьевой и горячей воды посредством проведения лабораторно-инструментальных исследований, испытаний воды, проводимых в целях производственного контроля и по обращению граждан.

Представлением прокурора Невского района Санкт-Петербурга от 31 марта 2021 г. ответчику предписано разработать Программу производственного контроля качества воды в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 6 января 2015 г. N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», согласовать разработанную Программу производственного контроля качества воды в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из наличия обязанности на стороне ответчика согласовать программу производственного контроля качества воды в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора, указанные мероприятия ответчиком не осуществлены.

Проверив принятое по делу решение, суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, указав, что ответчик, управляя многоквартирным домом, в силу положений ст. 32 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязан разрабатывать и согласовывать с Роспотребнадзором производственную программу контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, а также осуществлять производственный контроль за качеством воды.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих судов, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат правильно примененным нормам материального права.

На основании ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В качестве способа защиты гражданского права ст. 12 ГК РФ предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.

Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).

Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).

Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы водоснабжения или водоотведения, отдельных объектов такой системы (п.п. 15, 16 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).

Как следует из ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения установлены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий», введенных в действие с 1 марта 2021 г..

В соответствии с п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства РФ от 06 января 2015 г. N 10 и приложениями N 2-4 к Санитарным правилам.

Согласно п. 1 приложения N 4 к СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей.

Как следует из п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе, индивидуальными предпринимателями.

До 01 марта 2021 г. действовали Санитарно-эпидемиологические правил правила и нормативы 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 24 от 26 сентября 2001 г..

Указанными СанПиН 2.1.4.1074-01 были установлены аналогичные требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению тем, которые предусмотрены введенными с 01 марта 2021 г. СанПиН 2.1.3684-21.

Так, п. 2.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 было предусмотрено, что требования настоящих санитарных правил должны выполняться, в том числе, при эксплуатации систем водоснабжения.

В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, должен обеспечиваться производственный контроль качества питьевой воды по рабочей программе.

Суды первой и апелляционной инстанций вышеуказанные нормы к спорным правоотношениям применили правильно и на их основе обоснованно отклонили доводы ответчика о том, что ТСЖ не обязано осуществлять производственный контроль за качеством питьевой или горячей воды.

Обстоятельства и доводы, на которые ссылается податель кассационной жалобы, уже являлись предметом тщательной проверки при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда и апелляционном определении, не требующую дополнительной аргументации.

Несогласие ответчика с установленными по делу обстоятельствами и иное толкование положений законодательства не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не являются основанием для отмены вступивших в законную силу судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.

Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Невского районного суда г. Санкт-Петербурга от 8 декабря 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ТСЖ «Веста» - без удовлетворения.


Председательствующий


судьи