Верховный суд Определением от 12.09.2022 №309-ЭС23-15275 оставил в силе данное Постановление суда.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-3756/22


27 июня 2022 г. Дело № А47-8405/2021


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 г. Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2022 г.


Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е. О., судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Газовик» (далее – общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.12.202 по делу № А47-8405/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - инспекция, административный орган) от 30.04.2021 № ПР-946 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 решение суда первой инстанции оставить без изменений.

В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что управляющая компания обязана предоставить собственникам помещений по их запросу только те документы (в частности, протоколы общих собраний), которые подлежат обязательному размещению в государственной информационной

системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ). В связи с этим общество считает, что поскольку приложения к протоколу не являются теми документами, которые подлежат обязательному размещению в ГИС ЖКХ, то и предоставлять их собственникам по их запросу управляющая компания не обязана. При этом общество отмечает, что в частности бюллетени голосования не могут быть восстановлены.

Общество настаивает на то, что в соответствии с пунктом 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), управляющая организация предоставляет по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме информацию, которая подлежит раскрытию на сайте ГИС ЖКХ.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, инспекцией на основании распоряжения от 02.04.2021 № 946 проведена внеплановая документарная проверка общества в рамках лицензионного контроля по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) с целью проверки изложенных в обращении от 15.03.2021

№ 40/1515 фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований.

В рамках проверки установлено, что, собственник помещения в МКД

№ 9/2 по ул. Салмышской г. Оренбурга обратился в общество с требованием о предоставлении на бумажном носителе заверенные отчеты за 2016-2020 гг. о выполненных работах и услугах по договору управления МКД за 2016-2020 гг., копии протоколов общего собрания собственников помещений МКД за 2016-2019 гг. со всеми обязательными приложениями, в том числе копий бюллетеней, либо листов голосования, копии актов приема выполненных работ, оказанных услуг за 2016-2020 гг., экономически обоснованный расчет по тарифам на ремонтные работы, выполненные в МКД за 2016-2020гг.

В ответе на обращение общество предоставило собственнику копии отчетов (исполнение сметы доходов и расходов и отчет по ремонту) за 2016-2019 гг. и копии смет доходов и расходов на 2016-2020 гг. (экономически обоснованный расчет размера платы на содержание и ремонт общего имущества дома). Остальные запрошенные сведения и документы не представлены.

Результаты проверки зафиксированы административным органом в акте проверки от 30.04.2021 № А-946.

Инспекцией 30.04.2021 выдано предписание № ПР-946 с требованием до 30.06.2021 обеспечить раскрытие информации по обращению заявителя в части предоставления приложений к протоколам общих собраний собственников помещений в данном доме в 2016, 2017, 2018, 2019 годы.

Полагая, что названное предписание административного органа недействительно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта инспекции недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пункту 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово- хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 34 Правил № 416, по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме предоставляется: в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), - любая информация из перечня информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 31 и 32 Правил. В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, товарищества или кооператива, раскрыта в необходимом объеме способом, указанным в пунктах 31 и 32 настоящих Правил, и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация, товарищество или кооператив вправе,

не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место размещения запрашиваемой информации. Указанное сообщение направляется в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), и по предусмотренным пунктом 35 настоящих Правил каналам связи; иная информация - в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.

На основании подпункта «ж» пункта 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор», обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом «а» пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 01.06.2016 между обществом (управляющая компания по договору) и собственниками помещений МКД № 9/2, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Салмышская, (собственники помещений по договору) заключен договор управления многоквартирным домом.

Следовательно, общество является управляющей организацией обязанной обеспечить свободный доступ к информации собственников названного МКД.

Доказательств представления обществом собственнику помещений МКД, находящегося в управлении общества, приложений к протоколам общих собраний за 2016-2019 гг. в установленный срок, суду не представлено. В связи с этим суды верно поддержали выводы инспекции о нарушении обществом Правил № 416.

При таких обстоятельствах оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта инспекции недействительным.

Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов

обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд


П О С Т А Н О В И Л:


решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.12.2021 по делу

№ А47-8405/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью

«Управляющая компания «Газовик» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председательствующий Е.О. Черкезов


Судьи Е.А. Поротникова


Т.П. Ященок