верховный суд

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ17-700

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва


1 ноября 2017 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации судей Верховного Суда Российской Федерации при секретаре

Романенкова Н.С.

Борисовой Л.В.

Назаровой А.М.

Ткачеве П.В.

Степановой Л.Е.,


с участием прокурора

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании частично недействующим пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491,

установил:

согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее - ООО «Водоканал») обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в части установления внешней границы сети водоотведения в многоквартирном доме, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 7 статьи 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», нарушают законные интересы ООО «Водоканал» и других организаций водопроводно-канализационного хозяйства России, поскольку заставляют их нести дополнительные финансовые расходы и тратить ресурсы на эксплуатацию канализационных выпусков, которые не могут быть переданы организации водопроводно-канализационного хозяйства как централизованные сети и не могут быть определены бесхозяйными сетями, так как являются неотъемлемой частью внутренних инженерных сетей многоквартирных домов.

В суде представитель ООО «Водоканал» Суван-оол А.О. поддержал заявленные требования и пояснил, что в судебной практике не учитывают, что объект внутренней канализации - канализационный выпуск является объектом неделимым от канализационного стояка дома, вентилируемым до первого смотрового колодца, который находится за внешней стеной здания.

Эксплуатация канализационных выпусков не представляется возможным в деленном виде по внешней стене здания, т.к. он эксплуатируется в целом, очистка его производится только изнутри здания, что невозможно без согласия и допуска управляющей организации многоквартирного дома. В случае его промывки с наружной стороны стоки будут попадать в жилые помещения.

В соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения расходы на эксплуатацию канализационных выпусков не могут быть включены в формирование тарифа на предоставление коммунальных услуг, в связи с тем, что при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на эксплуатацию переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозных сетей, а также сетей централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 28).

Кроме того, в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.

В то же время, канализационные выпуски не могут быть переданы организации водопроводно-канализационного хозяйства как централизованные сети и не могут быть определены бесхозяйными сетями, так как являются неотъемлемой частью внутренних инженерных сетей многоквартирных домов.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 25 сентября 2017 г. № СП-П9-6311).

Представители Правительства Российской Федерации Цимбалов В.Ю., Винокурова Д.С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей ООО «Водоканал» Суван-оола А.О., Правительства Российской Федерации Цимбалова В.Ю., Винокуровой Д.С., исследовав материалы дела,заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 39 предусматривает, что правила содержания общего имущества в доме устанавливаются Правительством Российской. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила, действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. № 1091).Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 21 августа 2006 г., № 34, «Российской газете» 22 августа 2006 г.

Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» определяет канализационную сеть как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (статья 2).

Исходя из специфики правового регулирования общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренного жилищным законодательством, пункт 8 Правил определяет границу внутридомовой системы сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, которые входят в состав общего имущества, и границу эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса.

Данные требования установлены в целях надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, защите прав потребителей, в сфере водоснабжения и водоотведения.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который предусматривал бы границу внутридомовой системы водоотведения и которому могли бы противоречить оспариваемые положения Правил, не имеется.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта части 7 статьи 20 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» являются несостоятельными. Данная норма Федерального закона предусматривает обязанность абонентов и организаций, эксплуатирующих канализационные сети, оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений Жилищный кодекс Российской Федерации относит установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (статья 12).

Доводы административного истца о несении им дополнительных финансовых расходов на эксплуатацию канализационных выпусков не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании частично недействующим пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №491, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации

судьи Верховного Суда Российской Федерации

Н.С. Романенков

Л.В. Борисова

А.М. Назарова