ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 7490-91,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

Дело №А12-5541/2022

г. Саратов

14 марта 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена « 14 » марта 2023 года. Полный текст постановления изготовлен « 14 » марта 2023 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего - судьи Шалкина

В.Б.,

судей Лыткиной О.В., Самохваловой А.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление 5»,

г. Волгоград, на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2022 года по делу № А12-5541/2022

по иску общества с ограниченной ответственностью «Рекламно-информационное агентство «Все для Вас» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Волгоград,

к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление 5» (ИНН

<***>, ОГРН <***>), г. Волгоград,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Технология», г. Волгоград,

о присуждении к исполнению обязанности в натуре,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Рекламно-информационное агентство «Все для Вас» (далее – ООО «РИА «ВДВ», истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление 5» (далее – ООО «ЖЭУ 5», ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), об обязании предоставить в течение десяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу документы за период управления многоквартирным домом с 01.01.2021 по 31.12.2021, в том числе:

управления многоквартирным домом от 20.11.2019, заключенный между ООО «ЖЭУ5» и собственниками помещений МКД, предусмотренный пунктом 2.1.18 договора от 20.11.2019;

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.12.2022 по делу № А12-5541/2022 иск удовлетворен, суд обязал ответчика предоставить истцу в течение десяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу документы за период управления многоквартирным домом с 01.01.2021 по 31.12.2021, в том числе:

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «ЖЭУ 5» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что отчет об исполнении ответчиком договора управления за отчетный период в виде файла размещен в электронной форме на сайте ГИС ЖКХ, копия данного отчета, а также акты оказанных услуг (выполненных работ) за период управления МКД с 01.01.2021 по 31.12.2021 по содержанию общего имущества многоквартирного дома № 20 по ул. ФИО6 в г. Волгограде по форме, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства РФ от 26.10.2015 № 761 /пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме», акты приемки выполненных работ за период управления МКД с 01.01.2021 по 31.12.2021 по договорам, заключенным с третьими лицами, привлекаемые ООО «ЖЭУ 5» к выполнению работ по содержанию общего имущества, договоры, заключенные с третьими лицами, привлекаемыми ООО «ЖЭУ 5» к выполнению работ по содержанию общего имущества МКД, представлены ответчиком в материалы дела, но им не была дана надлежащая правовая оценка; все сведения об управлении домом размещены ответчиком в электронной форме на сайте ГИС ЖКХ в соответствии с требованиями пункта 11 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); у ответчика отсутствуют обязательства по представлению иных запрошенных истцом документов, не предусмотренных действующим законодательством РФ; ни в самом договоре управления от 20.11.2019, ни в формах, утвержденных Приказом Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр, не установлена обязанность управляющей организации размещать в системе ГИС ЖКХ и предоставлять собственникам помещений бухгалтерские регистры, платежные поручения, банковские выписки, документами, подтверждающими такие расходы, являются акты и документы с третьими лицами (локальный сметный расчет, справка о стоимости выполненных работ и затрат, акты приемки выполненных работ), представленные ответчиком; информация о расходах в сумме 766757,63 руб. за год указана в отчете об исполнении управляющей организацией договора управления (т. 2, л. д. 3,4); согласно п. 3 ст. 148 ЖК РФ, п. 8.1 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ, п. 2 и 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ лицами, ответственными определять, утверждать и составлять сметы доходов и расходов на соответствующий год, а также размещать их в ГИС ЖКХ, являются только ТСЖ и кооперативы (разд. 10 Приказа № 74/114/пр), смета доходов и расходов на год является обязательным документом в рамках деятельности ТСЖ (п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ), поэтому у ответчика отсутствует обязанность составлять и размещать в ГИС ЖКХ сметы доходов и расходов, связанных с услугами управления дома, и предоставлять истцу первичную бухгалтерскую документацию; ответчик представил в материалы дела надлежащие доказательства оказания услуг (выполнение работ) по договорам с третьими лицами, у ответчика отсутствуют дополнительные документы за 2021 год с третьими лицами, подтверждающие выполнений работ сверх тех, что уже были предоставлены суду первой инстанции и истцу, но данные обстоятельства не были учтены при принятии решения; в судебном акте не приведены мотивы, по которым суд первой инстанции посчитал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, фактически не изложены выводы, по которым суд принял доказательства истца и отклонил доказательства ответчика.

Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, с принятием нового судебного акта, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов

осуществляется в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статьи 4 АПК РФ.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются: установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса; установление факта его нарушения; установление факта нарушения права истца именно ответчиком.

Обратившись в суд первой инстанции, истец указал, что ООО «РИА «ВДВ» принадлежит на праве собственности нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по адресу: <...>. Деятельность по управлению многоквартирным домом осуществляет ООО «ЖЭУ 5» (управляющая организация).

Основанием для включения многоквартирного дома № 20 ул. ФИО6 г. Волгоград (МКД) в лицензию от 16.11.2015 № 034-000428 явилось решение собственников МКД о выборе управляющей организации ООО «ЖЭУ 5», оформленное протоколом общего собрания собственников помещений МКД от 20.11.2019.

На собрании собственников МКД 20.11.2019 был утвержден договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений от 20.11.2019 года (договор). Согласно принятому собственниками МКД решению протокол и другие документы общего собрания хранятся в управляющей организации.

Раздел 2.1 договора, включающий пункты 2.1.1-2.1.30, устанавливает обязанности управляющей организации.

В соответствии с пунктом 2.1.18 договора управляющая организация обязана ежегодно в течение первого квартала текущего года предоставлять собственникам достоверный отчет о выполнении договора за предыдущий календарный год в письменной форме. В ежегодный отчет управляющей организации включаются следующие сведения:

К отчету прилагаются заверенные управляющей организацией копии актов приемки выполненных работ за отчетный период.

Согласно пункту 2.1.19 договора от 20.11.2019 года управляющая организация обязана принимать и рассматривать обращения любого из собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Истец, как собственник помещения, расположенного в МКД, направил ответчику запрос от 03.02.2022 № 4 о предоставлении информации и документов за 2021 год.

Отказ ответчика представить испрашиваемые ответчиком документы послужил основанием для обращения истца в суд первой инстанции с настоящим иском.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, подпунктом «з» пункта 4 которых предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается предоставлением собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором 5 управления многоквартирным домом, выполнением определенных стандартов, в том числе приемом и рассмотрением заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель имеет право, в том числе, получать от исполнителя информацию, которую тот обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о представлении коммунальных услуг.

Частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (система).

В соответствии с частью 4 статьи 165 ЖК РФ организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В силу пункта 11 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.

Согласно разделу 10 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» управляющая компания среди прочей информации обязана размещать:

Обязанность управляющей организации предоставлять документы по запросам собственников помещений МКД подтверждается правовыми позициями и выводами судов при рассмотрении данной категории дел: Определение Верховного суда РФ № 301- ЭС16- 13377 от 20.10.2016 по делу № А43-24953/2015, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.10.2018 по делу № А55-34950/2017.

Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на то, что испрашиваемые истцом документы представлены и приобщены судом первой инстанции к материалам дела.

Анализируя документы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик не представил надлежащие документы, испрашиваемые истцом в исковом заявлении. Представленные документы не содержит запрошенной истцом информации.

Злоупотребления правом со стороны истца судом не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возложены судом первой инстанции на ответчика как на проигравшую сторону арбитражного процесса.

Апелляционный суд, не соглашаясь с выводом суда первой инстанции об удовлетворении иска в полном объеме, усматривает правовые основания для отмены обжалуемого судебного решения, с принятием нового судебного акта, в связи со следующим.

Требование истца об обязании ответчика предоставить отчет за 2021 год, оформленный в письменной форме, о выполнении договора управления многоквартирным домом от 20.11.2019, заключенный между ООО «ЖЭУ5» и собственниками помещений МКД, предусмотренный пунктом 2.1.18 договора от 20.11.2019, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Во исполнение требований части 10.1 статьи 161 ЖК РФ, раздела 10 Приказа Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» управляющая организация обязана размещать в ГИС ЖКХ информацию об управлении домом, состав которой изложен в разделе 10 названного Приказа.

Положения части 11 статьи 162 ЖК РФ возлагают на управляющую организацию обязанность ежегодного предоставления собственникам помещения отчета о выполнении договора управления за предыдущий год в течение первого квартала текущего года, а также размещение указанного отчета в системе ГИС ЖКХ. Указанная норма сформулирована в виде диспозитивного правила и может быть изменения договором управления многоквартирным домом. ЖК РФ допускает установление в

договоре управления конкретного срока представления ежегодного отчета, но не содержит требований о форме представления отчета. В договора управления может быть определено, что отчет представляется управляющей организацией в устной форме на общем собрании собственников помещений или направляется каждому собственнику помещения в письменной форме.

В данном случае в пункте 2.1.18 договора управления сторонами определены конкретные требования к сроку и форме представления, содержанию ежегодного отчета о выполнении договора управления, установлено, что к отчету прилагаются заверенные управляющей организацией копии актов приемки выполненных работ за отчетный

период.

Апеллянт ссылается на то, что отчет об управлении домом в виде файла размещен в электронной форме на сайте ГИС ЖКХ (т. 2, л. д. 3-4), в связи с чем, его обязанность по предоставлению отчета за 2021 год исполнена надлежащим образом. Вместе с тем, в силу вышеизложенным норм права и условий пункта 2.1.18 договора управления ответчиком не исполнено обязательство по представлению отчета, соответствующего по форме и содержанию тем требованиям, которые были установлены сторонами при заключении договора в соответствии с принципом свободы договора (статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следовательно, непредставление ответчиком истцу отчета в письменной форме является ненадлежащим исполнением договорного обязательства, поэтому ответчик обязан представить истцу отчет, соответствующий условиям договора управления домом.

Исковое требование об обязаниии ответчика представить истцу акты выполненных работ и (или) оказанных услуг за период управления МКД с 01.01.2021 по 31.12.2021 по содержанию общего имущества многоквартирного дома № 20 по ул. ФИО6 в г. Волгограде по форме, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26.10.2015 № 761 /пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме», не подлежит удовлетворено в связи со следующим.

Форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме утверждена Приказом Минстроя России от 26.10.2015 № 761/нр. Данная форма акта предусмотрена Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительством РФ от 03.04.2013 № 290, в соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ. Указанные акты являются частью технической документации на МКД (пункт 9 Правил № 290).

В Приказе России от 26.10.2015 № 761/нр изложена таблица, в которой обязательно должны быть: наименование вида работы (услуги), периодичность/количественный показатель выполненной работы (оказанной услуги), единица измерения работы (услуги), стоимость/сметная стоимость выполненной работы (оказанной услуги) за единицу (объем), сметная стоимость выполненной работы (оказанной услуги) за единицу, цена выполненной работы (оказанной услуги), далее под таблицей: период выполнения работ (оказания услуг) и их общая стоимость, сведения о полноте и качестве выполненных работ (оказанных услуг), наличие претензий по исполненным обязательствам.

Согласно части 1 статьи 161.1 ЖК РФ в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.

Из числа членов совета МКД на общем собрании собственников помещений в МКД избирается председатель совета дома, которого уполномочивают подписывать акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме (часть 6,

пункта 4 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ).

Вместе с тем, в МКД, в котором в силу требований закона нет обязанности для собственников избрать совет МКД, подписать акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме правомочен любой из собственников (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.05.2020 № Ф04-804/2020 по делу № А81-7897/2019).

Истец в письменных пояснениях (т. 1, л. д. 85-87) сослался на то, что во всех представленных ответчиком актах в преамбулах не указан документ, на основании которого лица, подписавшие акты, обладали полномочиями на подписание актов от лица собственников многоквартирного дома № 20 по ул. ФИО6.

В силу пункта 3.5.4 раздела 10 Приказа Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр управляющие организации обязаны размещать в ГИС ЖКХ акты выполненных работ (подписываемые с одной стороны собственниками помещений в многоквартирном доме, с другой стороны - лицом, оказывающим работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме), не позднее 7 дней со дня подписания документов.

Таким образом, вышеуказанным Приказом прямо предусмотрено, что акты выполненных работ подписываются собственниками помещений в многоквартирном доме.

Из материалов дела следует, что ответчик представил следующие копии актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД № 20 по ул. ФИО6 г. Волгограда:

Таким образом, ответчиком в материалы дела представлены акты, подписанные собственниками квартир.

Кроме того, судом первой инстанции не было учтено, что ответчик ссылался на то, что не может предоставить дополнительные документы, подтверждающие выполнение работ, помимо тех, что уже были предоставлены суду и истцу.

Доказывание так называемых отрицательных фактов, т. е. отсутствия чего-либо в реальной жизни, в большинстве случаев либо невозможно, так как несостоявшиеся события и деяния не оставляют следов, либо крайне затруднительно (Определение Верховного Суда РФ от 29.10.2018 № 308-ЭС18-9470 по делу № А32-42517/2015). Возложение бремени доказывания отрицательного факта на сторону недопустимо с точки зрения поддержания баланса процессуальных прав и гарантий их обеспечения (Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2018 по делу № 308-ЭС17-12100, А321593/2016).

Доказыванию подлежат только те факты и обстоятельства, которые существуют в реальности.

В рассматриваемом случае у ответчика не имелось реальной возможности исполнения данного требования истца по причине отсутствия у него каких-либо иных актов выполненных работ, кроме уже представленных им в материалы дела.

Наличие недостатков в документах само по себе не является основанием для удовлетворения заявленного требования. Несогласие истца с полнотой и достоверностью сведений, указанных ответчиком в истребуемых актах, не свидетельствует об их несоответствии Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26.10.2015 № 761 /пр и о неисполнении ответчиком обязательства по передаче документации по управлению многоквартирным домом. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.03.2019 № Ф01-418/2019 по делу № А28-1487/2018, постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 № 02АП-7196/2018 по делу № А281487/2018.

На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что данное исковое требование не подлежит удовлетворению, поскольку истец не представил доказательства неисполнения ответчиком вышеуказанных требований пункта 3.5.4 раздела 10 Приказа Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр, вышеуказанные акты имеются в материалах дела, какие-либо иные акты отсутствуют у ответчика.

Исковое требование об обязании ответчика представить истцу сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирным домом № 20 по ул. ФИО6 г. Волгоград за период управления МКД с 01.01.2021 по 31.12.2021, не подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Согласно пункту 15.5 раздела 10 Приказа Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр управляющая организация обязана ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация осуществляла деятельность по управлению многоквартирным домом, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, размещать в системе ГИС ЖКХ сведения о сумме расходов, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов).

Апеллянт указал, что информация о расходах 766757,63 руб. за 2021 год указана в отчете об исполнении управляющей организацией договора управления (т. 2, л. д. 3,4), т. е. данная обязанность исполнена ответчиком надлежащим образом, поэтому представление данных сведений в письменном виде не требуется.

Исковые требования об обязании ответчика представить истцу сметы доходов и расходов за период управления МКД с 01.01.2021 по 31.12.2021, на работы и услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома № 20 по ул. ФИО6 в г. Волгоград и первичные учетные документы, подтверждающие такие расходы, и отчет об исполнении смет доходов и расходов по многоквартирному дому № 20 по ул. ФИО6 в г. Волгоград за период управления МКД с 01.01.2021 по 31.12.2021, не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В силу норм ч. 3 ст. 148 ЖК РФ, п. 8.1 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ, п. 2 и 3 ч 1 ст. 137 ЖК РФ, пункта 16 раздела 10 Приказа Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр лицами, обязанными определять, утверждать и составлять сметы доходов и расходов на соответствующий год, а также размещать их в системе ГИС ЖКХ, являются ТСЖ и жилищные кооперативы, к которым ответчик не относится, т. к. является управляющей организацией. Таким образом, смета доходов и расходов на год является обязательным документом в рамках деятельности ТСЖ или жилищного кооператива (п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2020 № 1136 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сферах теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности, строительства и жилищнокоммунального хозяйства» признано утратившим силу и перестало действовать с 01.01.2021 Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», в пп. «и» п. 3 которого было указано, что управляющие организации обязаны раскрывать

информацию об отчете исполнении управляющей организацией договора управления (п. 11 ст. 162 ЖК РФ), а отчет об исполнении смет доходов и расходов относится к ТСЖ и кооперативам за год.

Информацию, которую должна была размещать в соответствии с этим стандартом управляющая организация: годовой отчет об исполнении управляющей организацией договора управления и информацию о выполненных работах и оказываемых услугах.

Следовательно, отчет об исполнении смет доходов и расходов, сметы доходов и расходов за период управления МКД до 01.01.2021 года являлись обязательным для управляющих организаций.

Вместе с тем, с 01.01.2018 действует норма ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, предусматривающая раскрытие информации в ГИС ЖКХ по адресу в сети «Интернет»: www.dom.gosuslugi.ru, где управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

Пункт 15 раздела 15 Приказа Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр предусматривает размещение управляющей организацией информации об отчете о выполнении договора управления многоквартирным домом и бухгалтерской (финансовой) отчетности ежегодно, в течение первого квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация управляет многоквартирным домом.

Кроме того, из буквального толкования ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, п. 15 раздела 10 приказа Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр не следует, что в обязанность управляющих организаций входит раскрытие показателей финансово-хозяйственной деятельности сведения о составления смет доходов и расходов на соответствующий год, связанных с услугами управления МКД, и отчет об исполнению смет доходов и расходов по МКД.

Следовательно, у ответчика отсутствует обязанность составлять и размещать в ГИС ЖКХ сметы доходов и расходов, связанных с услугами управления домом, и представлять первичную бухгалтерскую документацию.

Информация в смете доходов и расходов (сколько денежных средств поступило и сколько израсходовано) также отражается в отчете об исполнении управляющей организацией договора управления.

В договоре управления от 20.11.2019 также не предусмотрена обязанность управляющей организации составлять такие сметы, отсутствует форма сметы из приложений к договору.

Таким образом, данные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Исковые требования об обязании ответчика представить истцу акты приемки выполненных работ за период управления МКД с 01.01.2021 по 31.12.2021 по договорам, заключенным с третьими лицами, привлекаемые ООО «ЖЭУ 5» к выполнению работ по содержанию общего имущества, и договоры, заключенные с третьими лицами, привлекаемыми ООО «ЖЭУ 5» к выполнению работ по содержанию общего имущества МКД, также не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В подтверждение факта оказания услуг по содержанию общего имущества МКД ответчик представил копии договоров, заключенных с подрядными организациями.

ООО «ЖЭУ 5» (заказчик) и ООО «Технология» (подрядчик) заключили договор от 01.10.2018 № 17-ТО на оказание услуг по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД.

Согласно п. 5.1 договор заключается сроком на 2 года. Если по истечении указанного срока ни одна из

сторон не уведомит другую о своем желании расторгнуть настоящий договор, то он считается пролонгированным.

Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что подрядчик вправе привлекать субподрядчиков для выполнения возложенных на него работ и услуг.

На основании пункта 4.1 договора заказчик ежемесячно производит оплату за оказанные услуги подрядчику после подписания акта выполненных работ.

ООО «Технология» (заказчик) и ИП ФИО5 (подрядчик) заключили договор подряда от 23.04.2021 № 12 по ремонту подъездов 1-4 по ул. ФИО6, д. 20.

Согласно п. 5.1 договора приемка выполненных работ по договору осуществляется сторонами путем подписания акта приемки выполненных работ по форме № КС-2 (т. 1, л. д. 124) и справки о стоимости выполненных работ и затрат № КС-3 (т. 1, л. д. 123). К договору локальный сметный расчет (т. 1, л. д. 107).

Акты выполненных работ (оказанных услуг) по договору от 01.10.2018 № 17-ТО, подписанные ООО «ЖЭУ 5» и ООО «Технология», имеются в материалах дела.

ООО «ЖЭУ 5» (заказчик) и ООО «СтроиМашСсрвис» (подрядчик) заключили договор подряда от 01.01.2021 № 01-01/рр по изготовлению основания под мусоросборник по ул. ФИО6, д. 20.

Согласно п. 3 договора стоимость поручаемых работ определяется справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 (т. 1, л. д. 115), а оплата производится заказчиком после подписания акта приемки выполненных работ по форме № КС-2 (т. 1, л. д. 119), к договору приложен локальный сметный расчет (т. 1, л.д. 116).

Таким образом, виды работ (услуг) по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, производимых подрядчиками за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, подтверждены материалами дела, ответчиком в материалы дела представлены договоры, заключенные с третьими лицами, и акты приемки выполненных работ, подписанные без возражений сторонами этих договоров.

Суд первой инстанции также не принял во внимание то, что у ответчика отсутствуют дополнительные документы за 2021 год с третьими лицами, подтверждающие выполнение работ помимо тех, что уже были предоставлены в материалы дела, и в данном случае отрицательные факты также не подлежат доказыванию по вышеизложенным основаниям.

Кроме того, в силу пункта 3.7 раздела 10 Приказа Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр управляющие организации обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию о договорах оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по текущему ремонту общего имущества в МКД, а также акты приемки выполненных работ (оказанных услуг). Договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по текущему ремонту общего имущества в МКД подлежат размещению в ГИС ЖКХ не позднее 7 дней со дня заключения договора. Также подлежат размещению акты приемки выполненных работ (оказанных услуг) в течение 7 дней со дня подписания.

Истец не представил доказательства неисполнения ответчиком вышеуказанных требований пункта 3.7 раздела 10 Приказа Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр.

Следует также отметить, что истец был приглашен ответчиком для ознакомления с документами и с договорами, заключенными с третьими лицами, за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, но согласно пояснениям ответчика истец не явился в назначенные время и дату для ознакомления с документами (т. 1, л. д. 66). Доказательства того, что истцу не представлены требуемые документы в полном объеме или ему была не представлена возможность ознакомиться с ними, истцом не представлены в материалы дела (ст. 9, 65 АПК РФ).

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что с момента управления домом истец обращался к ответчику с заявлениями, жалобами в связи с неоказанием либо некачественным оказанием услуг (работ) по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества в доме № 20 по ул. ФИО6.

В свою очередь истцом не были предоставлены достоверные и достаточные доказательства, что ответчик не нес расходы по содержанию и техническому обслуживании дома, в котором расположено нежилое помещение, принадлежащее истцу на праве собственности, а также не исполнял обязательства, предусмотренные договором управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 71 АПК РФ).

Удовлетворение исковых требований также невозможно в связи с нарушением принципа исполнимости судебного акта.

Таким образом, обжалуемое судебное решение подлежит отмене по вышеизложенным основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.

Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2022 года по делу № А12-5541/2022 отменить. Принять новый судебный акт.

Обязать ООО «ЖЭУ 5» предоставить ООО «РИА «ВДВ» в течение десяти рабочих дней после вступления постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в законную силу отчет за 2021 год, оформленный в письменной форме, об исполнении договора управления многоквартирным домом от 20.11.2019, заключенного ООО «ЖЭУ 5» и собственниками помещений многоквартирного дома № 20 по ул. ФИО6 в

г. Волгограде, предусмотренный пунктом 2.1.18 названного договора. В иске в остальной части отказать.

Взыскать с ООО «ЖЭУ 5» в пользу ООО «РИА «ВДВ» 6000 руб. госпошлины за подачу иска.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий В.Б. Шалкин

Судьи О.В. Лыткина

А.Ю. Самохвалова