79013_1282524


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 307-ЭС18-25783


О П Р Е Д Е Л Е Н И Е


г. Москва 24 июня 2019 г.


Судья Верховного Суда Российской Федерации Попова Г.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальные системы Северо- Запада» (Санкт-Петербург) на решение Арбитражного суда города Санкт- Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2018, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.10.2018 по делу № А56-75313/2017,


установил:


общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению

«Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга» (далее – Учреждение) о взыскании 229 765 рублей 76 копеек расходов за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.10.2018, в иске отказано.


Общество, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в кассационном порядке принятых по данному делу судебных актов.

Дело истребовано из Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение либо об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Общества вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Учреждением 13.05.2016 проведен открытый конкурс по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Центрального района Санкт-Петербурга.

В конкурсной документации, в частности, приведен перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт- Петербург, ул. Гончарная, д.14, литера А, который содержит в том числе: стоимость услуг управления многоквартирным домом – 54 506 рублей 09 копеек в год, 4 542 рубля 17 копеек в месяц, тариф на 1 кв. м общей площади в месяц - 1 рубль 18 копеек; обеспечение постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества для предоставления коммунальных услуг собственникам, 173 680 рублей 42 копейки в год, 14 473 рубля 37 копеек в месяц, тариф на 1 кв. м общей площади – 3 рубля 76 копеек; уборка лестничных клеток – 77 601 рубль 89 копеек в год, 6 466 рублей 82 копейки в месяц, тариф на 1 кв. м общей площади – 1 рубль 68 копеек, очистка кровли от наледи и уборка снега –

27 253 рубля 04 копейки в год, 2 271 рубль 09 копеек в месяц, тариф на 1 кв. м

общей площади – 0, 59 рубля.

По итогам открытого конкурса Учреждение (заказчик) и Общество (исполнитель) 27.06.2016 заключили контракт № 02/16 СЗ, согласно пункту 1.1 которого исполнитель по заданию заказчика обязуется обеспечивать управление многоквартирными домами, расположенными в Санкт-Петербурге по ул. Гончарная, д. 14, литера А и ул. Старорусская, д. 11 литера В, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в указанных многоквартирных домах, а также обеспечивать предоставление в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, коммунальных услуг в соответствии с условиями контракта.

Из пункта 1.4 контракта следует, что перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен в приложении № 4 к контракту и определяется с учетом минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».

В приложении № 4 к контракту приведен перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества, который включает в себя: управление многоквартирным домом; содержание и текущий ремонт строительных конструкций и помещений, относящихся к общему имуществу собственников в многоквартирном доме, включая диспетчерское и аварийное обслуживание, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации (при необходимости); содержание и текущий ремонт инженерных систем и оборудования, включая диспетчерское и аварийное обслуживание, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, в том числе: систем холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, канализации, центрального отопления, электроснабжения, вентиляции, кодового замка, переговорно-замочного устройства, автоматизированной противопожарной защиты; санитарное содержание, в том числе придомовой территории, помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном жилом доме, в том числе уборку лестничных клеток, очистку мусоропроводов, вывоз твердых бытовых отходов, уход за зелеными насаждениями, дератизацию дома; эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов (приборов учета электрической и тепловой энергии, горячей и холодной воды).

Из приложения № 1 к контракту следует, что в отношении дома 14 литеры А по ул. Гончарная стоимость контракта составляет 152 681 рублей 34 копейки, из них 152 681 рубль 34 копейки - стоимость отопления; размер содержания общего имущества равен нулю.

В отношении дома 11 литеры В по ул. Старорусская стоимость контракта составила 8 719 рублей 91 копейка, из них отопление - 3 983 рубля 06 копеек;

содержание общего имущества - 4 736 рублей 85 копеек.

В приложении № 5.1 к контракту приведен расчет выплат за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в отношении пустующих помещений дома 14 литеры А по улице Гончарная. При этом стоимость отопления составила 152 681 рубль 34 копейки, стоимость услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в отношении пустующих квартир равна нулю.

В приложении № 5.2 к контракту указан расчет выплат за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в отношении пустующих жилых помещений дома 11 литеры В по улице Старорусская, из которых стоимость отопления составила 3 983 рубля 06 копеек, стоимость услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома соразмерна доле собственника незаселенных квартир – 4 736 рублей 85 копеек.

В силу пункта 2.3.1 контракта заказчик обязан в пределах выделенных бюджетных ассигнований, предусмотренных целевой статьей «расходы на содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга», вносить исполнителю денежные средства, рассчитанные в соответствии с пунктом 3.4.1 контракта.

Согласно пункту 3.4.1 контракта выплаты, осуществляемые за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, составляют 161 401 рубль 25 копеек, рассчитанных в соответствии с приложениями 5.1-5.2 к контракту.

В пункте 3.4.2 контракта указано, что данная цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Из пункта 6.1 контракта следует, что он распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.06.2016 по 31.12.2016.

В спорный период квартиры № 2, 3 и 4 в доме 14 литеры А по улице Гончарная, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, были не заселены.

Общество, обращаясь в арбитражный суд с иском по настоящему делу, указало, что Учреждение не исполнило возложенную на него законом обязанность по оплате расходов на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома соразмерно свей доле в праве общей собственности на это имущество за период с июня по декабрь 2016 года в отношении пустующих помещений (квартиры № 2, 3 и 4) дома 14 литеры А по улице Гончарная, а именно за предоставленные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества, уборке и санитарно-гигиенической очистке земельного участка, управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, а также за коммунальные услуги, поставленные на общедомовые нужды: горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и электроснабжение.

Отказывая в иске, суды трех инстанций исходили из следующего.

В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), частью 1 статьи 158, частью 3 статьи 153, частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества соразмерно его доле в праве общей собственности на это имущество.

При этом управляющая организация для выполнения функций по управлению многоквартирным домом, в том числе по содержанию общего имущества, обязана заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, а также договоры с лицами, осуществляющими техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем (пункты 2.2 и 12 статьи 161 Жилищного кодекса, пункт 13, подпункт «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).

Учреждение как уполномоченный представитель собственника помещений обязано нести расходы по содержанию общего имущества соразмерно площади пустующих жилых помещений (квартиры № 2, 3, 4 в доме 14 литеры А по улице Гончарная), принадлежащих Санкт-Петербургу, до их заселения.

Между тем, истолковав условия контракта с учетом положений статьи 431 Гражданского кодекса, суды пришли к выводу, что в отношении пустующих квартир № 2, 3 и 4 дома 14 литеры А по улице Гончарная Учреждение приняло на себя обязательство только по оплате отопления. Оплата услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома в отношении пустующих помещений, за которые Общество просит взыскать задолженность, контрактом не предусмотрена.

Суды указали, что, участвуя в конкурсе по отбору управляющей организации и подписывая контракт, Общество согласилось с данными условиями, дополнения и изменения в контракт в период его исполнения внесены не были.

При таких обстоятельствах, сославшись на пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суды не нашли оснований для удовлетворения иска.

В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами нормы материального и процессуального права.

Заявитель полагает, что судами не применены подлежащие применению нормы статей 210, 249 Гражданского кодекса, пункта 1 части 1 статьи 36,

части 1 статьи 39, части 2 статьи 154, частей 1 и 4 статьи 158 Жилищного кодекса, согласно которым собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества соразмерно его доле в праве общей собственности на это имущество

в силу закона, данная обязанность не обусловлена наличием договорных отношений с управляющей организацией.

При этом, исходя из положений части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса, а также пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании обязательными в силу закона, в связи с чем она не могла отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта (пункт 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).

Государственный контракт заключен по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», в приложениях к контракту указан перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества. При таких обстоятельствах заявитель считает отказ в иске неправомерным.

Приведенные в жалобе доводы о существенном нарушении судами трех инстанций норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 АПК РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:


кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью

«Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада» передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 16 июля 2019 года на 11 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал № 3048 (подъезд 5).


Судья Верховного Суда

Российской Федерации Г.Г. Попова