Решение по гражданскому делу

Дело №2-4746/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 августа 2018 года г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Сухомлиновой Е.В.

при секретаре Кондаковой А. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по исковому заявлению Курочкиной А.Ю., Курочкиной А.А, Калюжиной А.В., ШерьяздановойИльверыРавхатовны, к Государственной жилищной инспекции РО, Правительству РОкомпенсация морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратилась в суд с иском к ПАО «ТНС-энерго» г. Ростова-на-Дону с требованием о взыскании компенсации морального вреда.

Истицы указывают, что они являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Как указывают истцы между управляющей компанией и ПАО «ТНС-ЭнергоРостова-на-Дону» в обязательном порядке должен быть заключен ресурсный договор, однако в нарушении указанного требования договор между ООО «ЖКХ Ленинского района» и ПАО «ТНС-ЭнергоРостова-на-Дону» отсутствует.

Согласно доводам истцов, Прокуратурой Ростовской области вынесено представлении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, правовых оснований для отказа от исполнения ресурсного договора не было, договор продолжает действовать, исполнителем коммунальных услуг признается управляющая организация.

Данное представление, подтвердившее обоснованность наших жалоб, не отменено, незаконным не признано.

Более того, в связи с указанным, истцы неоднократно обращались в Госжилинспекцию РО с заявлением о привлечении ООО «ЖКХ Ленинского района» к ответственности.

До настоящего времени Госжилинспекция РО данное представление не исполнено, не вынесено предписание в адрес ООО «ЖКХ Ленинского района» об обеспечении наличия и исполнения ресурсного договора электроснабжения дома, т.е. жилищное законодательство и договор управления многоквартирным домом продолжают нарушаться, Госжилинспекция РО бездействует, надлежаще свои обязанности не выполняет.

На неоднократные заявление истцов об ознакомлении с материалами проверки Госжилинспекция РО должным образом не отреагировала.

Истцы просили взыскать с ответчиков солидарно в пользу каждого истца компенсацию морального вреда по 100 000р. каждому.

Истцы Курочкина А.А., ШерьяздановаИ.Р., а так же их представитель по ордеру Тронь М.Н. в судебное заседание явились, основания и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержали, просили удовлетворить,

Представитель Государственной жилищной инспекции РО по доверенности Тупица Е.В. явилась в судебное заседание, иск не признала, в удовлетворении требований просила отказать.

Представитель Правительства РО по доверенности Венецкая Е.И. явилась в судебное заседание, иск не признала, в удовлетворении требований просила отказать.

Истцы Курочкина А.Ю., Калюжина А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены судом надлежащим образом.

Дело в отсутствии не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права истцы являются собственниками жилых помещение, расположенных по адресу: <адрес>. (л.д.31-35).

Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

На основании ч.2.3. ст. 161 Жилищного кодекса РФ, - при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Судом установлено, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> осуществляет ООО «ЖКХ Ленинского района».

Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 №   261-ФЗ «Об

энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу п. 11 ст.2 Закона «Об энергосбережении» лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Согласно п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищностроительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (ч.3 ст. 162 ЖК РФ).

В силу ст.39 ЖК РФ, правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством РФ. К таким правилам относятся Правила содержания общего имущестцд в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №   491, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные

Постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170.

Положениями ст. 162 ЖК РФ установлено, что система технического обслуживания (содержание и текущий ремонт) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

В состав общего имущества в соответствии с пп. «а» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом «а» пункта 9 Правил № 354 и положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №   124 «О правилах,

обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в МКД, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации). Гарантирующий поставщик электрической энергии -это коммерческая организация, обязанная в соответствии с данным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию (статья 3 Закона об электроэнергетике).

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 9 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.

Как следует из пункта 13 Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Прокуратурой г. Ростова-на-Дону была проведена проверка по факту обращения Курочкиной А.Ю. о нарушениях ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» законодательства в жилищно-коммунальной сфере и по другим вопросам.

В представлении от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что с июля 2013 года ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в одностороннем порядке отказалось от исполнения договоров с управляющими организациями и фактически вступило в договорные отношения с потребителями.

Прокуратурой так же установлено, что имело место неоднократное обращение в Госжилинспекцию РО по факту нарушения их прав ввиду неправомерного начисления ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» платы за электроэнергию.

Нарушения действующего законодательства в жилищно-коммунальной сфере обусловлено ненадлежащим исполнением своих обязательств должностными лицами Госжилинспекции области, ослаблением контроля за ними со стороны руководства, что является недопустимым как следствие повлекло обоснованные обращения граждан в прокуратуру области.

Из представления Прокуратуры РО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес>, вопреки положений ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 2.1.4 Положения о Государственной жилищной инспекции <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № , не обеспечено объективное и всестороннее рассмотрение обращений граждан. Действиям ПАО «ТНС энергоРостов-на-Дону» не дана, меры по пресечению и устранению выявленных нарушений не приняты.

Допущенные нарушения законодательства в жилищно-коммунальной сфере обусловлены ненадлежащим исполнением своих обязанностей должностными лицами Госжилинспекции области, ослаблением контроля за ними со стороны руководства, что является недопустимым и, как следствие, повлекло обоснованные обращения граждан в прокуратуру области.

Судом установлено, что Курочкина А.А. неоднократно обращалась в Госжилинспекцию РО с заявлением о выдаче копий документов и материалов внеплановой документарной проверки.

В последующем, ДД.ММ.ГГГГ Курочкина А.А. была ознакомлена с материалами проверки проводимой Госжилинспекцией в отношении ООО «ЖКХ Ленинского района» по ее многочисленным заявлениям.

При этом, Госжилинспекция РО отказывала Курочкиной А.А. в предоставлении копий материалов проверки, а так же в предоставлении возможности ознакомления с материалами проверки.

Госжилинспекция РО в своем письмо от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что совместно с представителем прокуратуры Ростовской области рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ представление прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о рассмотрении обращений граждан, поступившее ДД.ММ.ГГГГ.

В данном письме так же указано, что с учетом указанной правовой позиции, а также изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № по данному судебному делу, <адрес> признает доводы представления о не обеспечении объективного и всестороннего рассмотрения обращений граждан Номоконовой К.Н., Курочкиной А.Ю., Назаровой А.Ю., Рубцовой О.К., КозловойО.И., Коденко А.А., Вывороткиной В.П., Мишенко В.А. обоснованными.

В отношении виновных должностных лиц <адрес> в ненадлежащем рассмотрении обращений гр. Номоконовой К.Н., Курочкиной А.А., Назаровой А.Ю., Вывороткиной В.П., Рубцовой О.К., Козловой О.И., Коденко А.А., Мищенко В.А. в связи с имеющимися вышеперечисленными судебными актами, о которых граждане указывали в своих обращениях, будет рассмотрен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности по итогам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Госжилинспекцией РО признан факт нарушения прав Курочикной А.А. при рассмотрении ее обращений и жалоб на неправомерные действий ООО «ЖКХ <адрес>» и ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону».

Так, согласно п. 10 и п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д)  постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

д(1))организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;

д(2))содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями;

е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.);

л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

Пунктом 20 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме: проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводови восстановление цепей заземления по результатам проверки; проверка и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения; техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования; контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации.

Пунктом 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны:

обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации;

обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений;

осуществлять мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии, по снижению расхода электроэнергии, сокращению затрат времени на осмотр и ремонт оборудования, повышению сроков службы электрооборудования и электрических сетей;

обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования;

контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностьюне превышающей требуемой по условиям освещенности; не допускать нарушения графиков работы электрооборудования; в насосных установках применять электродвигатели требуемой мощности; осуществлять очистку от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках в сроки, определяемые ответственным за электрохозяйство в зависимости от местных условий, чистку светильников следует, как правило, совмещать с очередной сменой перегоревших ламп и стартеров, с заменой вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников;

при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности;

немедленно сообщать в энергоснабжающую организацию об авариях в системе внутридомового электроснабжения, связанных с отключением питающих линий и/или несоблюдением параметров подающейся электрической энергии;

принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры.

В судебном заседании Курочкина А.Ю., Шерьязданова И.Р. на вопрос суда о том, в чем заключается нарушение их прав пояснили суду, что всеми делами занималась Курочкина А.А., в чем заключается нарушение их прав так же не смогли пояснить суду.

При таких обстоятельствах, по мнению суда сам факт предоставления недостоверной информации Госжилиспекцией РО, при наличии судебных актов, которыми устранено нарушение их прав ПАО «ТНС энергоРостов-на-Дону» и ООО «ЖКХ <адрес>» по выставлению счетов за ОДН и счетов на индивидуальное потребление признаны незаконными.

При изложенных обстоятельствах суду не представлено доказательств причинения ответчиком Курочкиной А.Ю., Шерьяздановой И.Р. и Калюжиной А.В. нравственных и физических страданий., как и доказательств причинно- следственной связи между действиями ответчика и физическими и нравственными страданиями, в связи с чем требования в части взыскания компенсации морального вреда в пользу Курочкиной А.Ю, Шерьяздановой И.Р. и Калюжиной А.В. не подлежат удовлетворению.

При этом, судом установлен факт неоднократных обращений Курочкиной А.А. в Госжилинспекцию, она ходила на личный прием, систематическое на протяжении нескольких лет обращения с заявлениями о предоставлении информации, принятии мер в отношении нарушителей, явка на личный прием, ознакомление с материалами проверок, в связи с чем суд полагает, что нарушение прав Курочкиной А.А. на предоставление достоверной информации нашли свое подтвреждение в материалах дела.

Согласно ст. 150 ГК РФ, нематериальными благами являются жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбор места пребывания и жительства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.

Согласно ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания, причиненные действием (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация и т.п.), или нарушающие его личные неимущественные права, либо нарушающие имущественные права гражданина.

В соответствии с п. 2 ст. 150 ГК РФ упомянутые права и блага защищаются в предусмотренных гражданским законодательством случаях и порядке, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального блага и характера последствий этого нарушения.

В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения, вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависим от размера возмещения имущественного вреда.

С учетом представленных доказательств, по мнению суда, требования истцов о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению, поскольку судом установлен факт нарушения Госжилинспекцией РО прав Курочкиной А.А., что является достаточным основанием для удовлетворения требований о компенсации морального вреда, однако, не в том размере как того требует истец, а в размере 3 000 руб..

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Материалами дела подтверждается, что истец понес расходы на оплату услуг представителя.

Принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, а именно: его характер, количество проведенных с участием представителя истца судебных заседаний, необходимость для истца составлять дополнительные процессуальные документы, истребовать дополнительные доказательства и предпринимать иные усилия в предусмотренных ГПК РФ формах для подтверждения обоснованности своих требований, руководствуясь принципами разумности и справедливости, принимая во внимание разъяснения Конституционного Суда РФ о необходимости установления баланса между правами лиц, участвующих в деле, суд считает возможным взыскать с каждого ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 5 000 руб..

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Курочкиной А.А к Государственной жилищной инспекции Ростовской области, Правительству Ростовской области о взыскании компенсация морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Государственной жилищной инспекции <адрес> в пользу Курочкиной А.А компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб..

В удовлетворении исковых требований Курочкиной А.Ю., Калюжиной А.В., Шерьяздановой И.Р. к Государственной жилищной инспекции <адрес> о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решения в окончательной форме изготовлено 10.08.2018 года.

Судья:

9/9