ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2017 г. N 22-АПГ17-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Есенова Р.К. на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 23 ноября 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании постановления правительства Республики Северная Осетия - Алания от 26 сентября 2008 года N 224 "Об утверждении среднемесячных норм расхода природного газа, потребляемого населением при отсутствии приборов учета".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения Есенова Р.К. и его представителя Есеновой З.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
26 сентября 2008 года правительством Республики Северная Осетия - Алания издано постановление N 224 "Об утверждении среднемесячных норм расхода природного газа, потребляемого населением при отсутствии приборов учета", пунктом 1 которого с 1 ноября 2008 года утверждены прилагаемые к этому постановлению среднемесячные нормы расхода природного газа, используемого для приготовления пищи, горячего водоснабжения и отопления помещений, а пунктом 2 - главам муниципальных образований города Владикавказа и районов Республики Северная Осетия - Алания рекомендовано с 1 ноября 2008 года привести среднемесячные нормы расхода природного газа, используемого населением для приготовления пищи, горячего водоснабжения и отопления помещений, в соответствие с нормами, утвержденными пунктом 1 этого же постановления.
Также указанным постановлением признан утратившим силу пункт 1 постановления правительства Республики Северная Осетия - Алания от 28 января 2005 года N 35 "Об утверждении среднемесячных норм расхода природного газа, реализуемого населению", которым были утверждены прилагаемые к этому постановлению среднемесячные нормы расхода природного газа, используемого населением для приготовления пищи, горячего водоснабжения и отопления.
В соответствии с приложением к постановлению правительства Республики Северная Осетия - Алания "Об утверждении среднемесячных норм расхода природного газа, потребляемого населением при отсутствии приборов учета" среднемесячные нормы расхода природного газа, используемого для приготовления пищи, горячего водоснабжения и отопления помещений, в зависимости от направления потребления природного газа составляют: норма потребления газа, используемого для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовых приборов (для газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения), - 11,3 куб. м на 1 человека в месяц; норма потребления газа, используемого для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовых приборов (для газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения), - 27,6 куб. м на 1 человека в месяц; норма потребления газа, используемого для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовых приборов (для газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения) - 16,6 куб. м на 1 человека в месяц; отопление помещений - 8,4 куб. м/кв. м в месяц.
Согласно примечаниям к этому же приложению: 1) при наличии в домах нескольких газовых приборов норма расхода устанавливается за каждый прибор в соответствии с пунктами 1, 2, 3 данного приложения; 2) расчеты за использованный газ производятся равными долями в течение года; 3) продолжительность отопительного сезона составляет 174 дня; 4) продолжительность переходного периода - 52 дня.
Оспариваемое постановление правительства Республики Северная Осетия - Алания и приложение к нему официально опубликованы в газете "Северная Осетия" от 11 октября 2008 года N 118 (25239).
Есенов Р.К. обратился в суд с административным иском о признании вышеназванного постановления правительства Республики Северная Осетия - Алания недействующим, как противоречащего федеральным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, постановлениям Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа", от 21 июля 2008 года N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" и от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В обоснование административного иска Есенов Р.К. ссылался на то, что является собственником жилого дома площадью 116,6 кв. м и потребителем газа, используемого, в том числе, для отопления жилого помещения газовым оборудованием при отсутствии приборов учета газа. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" утверждены минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа для субъектов Российской Федерации. В частности, такие нормы установлены и для Республики Северная Осетия - Алания. Во исполнение этого постановления Правительства Российской Федерации издано оспариваемое постановление правительства Республики Северная Осетия - Алания. Однако, по мнению административного истца, в оспариваемом постановлении вместо среднегодовых норм, как это имеет место в постановлении Правительства Российской Федерации, ошибочно приведены среднемесячные нормы расхода природного газа, используемого для отопления жилого помещения от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками (8,4 куб. м/кв. м в месяц). Кроме того, в пунктах 2 - 4 примечаний к приложению оспариваемого постановления неверно установлены как порядок производства расчетов за использованный газ (равными долями в течение года), так и продолжительность отопительного сезона в 226 дней (174 дня продолжительность отопительного сезона плюс 52 дня продолжительность переходного периода).
Таким образом, административный истец полагал, что нарушены его права, как потребителя газа, в том, что поставщик газа взыскивает с него плату за газ, используемый для отопления жилых помещений, без учета летнего периода, тогда как потребление газа на данные цели в летний период не производится.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 23 ноября 2016 года в удовлетворении административного иска Есенова Р.К. отказано.
В апелляционной жалобе Есенов Р.К., ссылаясь на доводы, приведенные в административном иске, просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в административном деле прокурором представлены возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы Есенова Р.К. отмене не подлежит, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением установленного порядка, соответствует Методике расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 года N 83, положениям федерального законодательства не противоречит.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Разрешая заявленные Есеновым Р.К. требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству, издано в пределах компетенции, предоставленной правительству Республики Северная Осетия - Алания, указанным административным истцом нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и прав административного истца не нарушает.
Позиция суда первой инстанции является правильной, данная позиция основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной правовой нормы Правительством Российской Федерации 13 июня 2006 года издано постановление N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа".
Согласно пункту 1 данного постановления нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Указанные нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа и не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению, которым определены минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа по основным направлениям его использования (приготовление пищи и нагрев воды, отопление жилых помещений), определяющие минимальный объем газа, необходимый для жизнедеятельности граждан с учетом природно-климатических и других особенностей регионов.
В частности, для Республики Северная Осетия - Алания названным постановлением утверждены нормы потребления газа, используемого для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовых приборов в расчете на одного человека: для газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения - 11,3 куб. м/чел., для газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения - 27,6 куб. м/чел., для газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения - 16,6 куб. м/чел., а также среднегодовые нормы потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками из расчета 8.4 куб. м/кв. м.
Пунктом 2 постановления правительства Российской Федерации "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" установлено, что расчет нормативов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, для муниципальных образований осуществляется совместно с газоснабжающими организациями на основании порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
В свою очередь, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пунктам 13 и 19 указанных Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным Правилам.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 этих же Правил).
В соответствии с пунктом 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Анализ приведенных норм права свидетельствует о том, что регулирующий орган при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
В порядке, установленном пунктом 47 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению устанавливаются на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа дифференцированно в зависимости от направлений использования газа, определяемых для природного газа - в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" установлено, что методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 года N 83 утверждена методика расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Согласно данной методике нормы потребления газа на бытовые нужды населения устанавливаются по направлениям его использования и определяются теплотехническими расчетами с учетом требований действующих нормативных документов, устанавливающих нормы расхода теплоты на соответствующие цели.
При определении среднемесячных норм расхода природного газа, используемого для приготовления пищи, горячего водоснабжения и отопления помещении, утвержденных оспариваемым постановлением правительства Республики Северная Осетия - Алания, региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания, сделав вывод о недостаточности данных, необходимых в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг для применения метода аналогов, использовала расчетный метод.
Невозможность применения органом регулирования при расчете нормативов метода аналогов, по утверждению административного ответчика, была обусловлена отсутствием данных приборного учета потребления коммунальных услуг, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
При этом доказательств, подтверждающих обоснование невозможности применения метода аналогов при расчете указанных нормативов, административным ответчиком в судебное заседание представлено не было.
Вместе с тем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что поскольку при расчете норматива потребления коммунальной услуги по газоснабжению на отопление его величина была принята в размере минимально допустимой нормы потребления газа в Республике Северная Осетия - Алания, установленной постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа", то есть в размере 8,4 куб. м/кв. м, указанный расчет прав и законных интересов административного истца не нарушает, поскольку в любом случае размер норматива потребления газа на отопление не может быть ниже установленного названным постановлением Правительства Российской Федерации.
Указанный норматив расхода природного газа для отопления помещений (8,4 куб. м/кв. м) при отсутствии приборов учета подлежит применению ежемесячно равными долями в течение календарного года на основании требований оспариваемого постановления правительства Республики Северная Осетия - Алания, примечаниями к приложению которого установлено, что расчеты за использованный газ производятся равными долями в течение года (пункт 2), продолжительность отопительного сезона составляет 174 дня (пункт 3), продолжительность переходного периода - 52 дня (пункт 4).
При этом доводы административного истца об ошибочности данного положения и его несоответствии требованиям федерального законодательства ввиду необходимости оплаты отопления за пределами отопительного сезона основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 октября 2006 года N 9796-ЮТ/07 нормативы могут быть установлены как среднегодовые (когда весь объем потребленного газа делится на 12 месяцев), так и сезонные (когда тот же объем газа делится на месяцы отопительного сезона). Право выбора метода определения нормативов или сочетания методов предоставлено органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
В то же время согласно пункту 2.3 Методики расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа для удобства расчеты норм производятся исходя из равномерного распределения потребляемого газа по месяцам года.
С учетом изложенного оспариваемое постановление правительства Республики Северная Осетия - Алания, в котором при определении норматива потребления населением газа, используемого для отопления жилых помещений при отсутствии приборов учета газа, использован среднегодовой метод с указанием нормы потребления газа 8.4 куб. м/кв. м в месяц, с учетом чего начисление оплаты за потребленный в указанных целях газ производится по нормам потребления в течение всего года независимо от начала либо окончания отопительного сезона, не противоречит требованиям федерального законодательства, установившего минимально допустимые среднегодовые нормы потребления газа, используемого для отопления в том же объеме.
Не могут быть признаны состоятельными и доводы апелляционной жалобы о необоснованном определении в пунктах 3 и 4 примечаний к приложению оспариваемого постановления правительства Республики Северная Осетия - Алания продолжительности отопительного сезона.
Как установлено судом первой инстанции, указанные периоды рассчитаны в соответствии с пунктом 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие пять отопительных периодов подряд, определяемой как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период.
Ссылка административного истца на пункт 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в соответствии с которым отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия, не может быть принята во внимание, поскольку этой нормой также предусмотрена возможность установления начала и окончания отопительного периода решением собственников помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов. В случае же непринятия такого решения собственниками указанных помещений отопительный период начинается и заканчивается в установленные уполномоченным органом сроки начала и окончания отопительного периода при подаче тепловой энергии для нужд отопления помещений во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, на основании норм главы 9 вышеназванных Правил потребитель вправе потребовать произвести перерасчет в случае, если продолжительность отопительного сезона оказалась меньше расчетной.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применено законодательство, подлежащее применению к спорным отношениям, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе, не допущено, решение суда является законным и обоснованным, отмене данное решение суда не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 23 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Есенова Р.К. - без удовлетворения.