Постановление Верховного Суда РФ от 04.04.2016 N 53-АД16-1



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 апреля 2016 г. N 53-АД16-1


Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Павловского И.М., действующего на основании доверенности в интересах Муниципального унитарного предприятия муниципального образования г. Норильск "Коммунальные объединенные системы" (далее - МУП "КОС", предприятие), на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Норильске (далее - территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске) от 11 декабря 2014 г. N 5049, решение судьи Норильского городского суда Красноярского края от 29 января 2015 г., решение судьи Красноярского краевого суда от 23 апреля 2015 г. и постановление председателя Красноярского краевого суда от 21 августа 2015 г., вынесенные в отношении МУП "КОС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),


установил:


постановлением заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске от 11 декабря 2014 г. N 5049, оставленным без изменения решением судьи Норильского городского суда Красноярского края от

29 января 2015 г., решением судьи Красноярского краевого суда от 23 апреля 2015 г. и постановлением председателя Красноярского краевого суда от 21 августа 2015 г., МУП "КОС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.


В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Павловский И.М. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, вынесенные в отношении МУП "КОС" по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на необоснованность привлечения предприятия к административной ответственности.


Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.


В соответствии со статьей 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.


Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.


Согласно частям 1, 5 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ) организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и частью 7 статьи 8 названного Федерального закона. Горячая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества горячей воды не превышают нормативов качества горячей воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.


Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 24 утверждены СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).


Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения) (пункт 1.1 СанПиН 2.1.4.1074-01).


Пунктом 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.


Согласно таблице 4 показатель мутности воды по нормативу не может составлять более 1,5 мг/дм3.

Пунктом 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам, в том числе по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2).


Согласно таблице 2 показатель предельно допустимой концентрации в воде железа по нормативу не может составлять более 0,3 мг/дм3.

Как следует из материалов дела, предприятие создано на основании постановления Администрации г. Норильска от 9 марта 1992 г. N 107, впоследствии на основании постановления Главы г. Норильска от 23 августа 2006 г. N 1752 и постановления Администрации г. Норильска от 19 декабря 2013 г. N 562, соответственно, дважды переименовано.


Согласно Уставу МУП "КОС", утвержденному распоряжением и.о. начальника Управления имущества Администрации г. Норильска от 19 декабря 2013 г. N 150/А-154, основными целями создания предприятия являются: выполнение работ и оказание услуг в сфере, в том числе обеспечения холодным водоснабжением, передачи и распределения тепловой энергии; обеспечение эффективной эксплуатации технологического и энергетического оборудования, зданий, сооружений, насосных станций коллекторов с выпусками и трубопроводами тепло-, водоснабжения. К числу основных видов деятельности предприятия относятся: систематический контроль качества исходной и очищаемой воды на всех основных этапах ее обработки, оказание услуг по передаче и (или) распределению пара, горячей и холодной воды (л.д. 36 - 53).


На основании договора от 20 мая 2013 г. N <...> о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение, заключенного между Управлением имущества Администрации г. Норильска и МУП "КОС", предприятию передано и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество - коллекторное хозяйство, перечисленное в приложении к договору, в том числе ПНС-8 по адресу: Красноярский край, муниципальное образование г. Норильск, район Кайеркан, ул. Норильская, и внутриквартальный трубопровод к жилому дому 1 "Г" по ул. Строительной в районе Кайеркан муниципального образования г. Норильск Красноярского края.


5 декабря 2013 г. между МУП "КОС" и ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (далее - ОАО "НТЭК") заключен договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии (мощности) теплоносителя (л.д. 9 - 21).


Данная организация ОАО "НТЭК" в соответствии с постановлением Администрации г. Норильска от 5 июля 2013 г. N 336 является (определена) гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения на территории муниципального образования г. Норильск (л.д. 7).


В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ гарантирующая организация - это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.


Постановлением Администрации г. Норильска от 17 декабря 2013 г. N 555 ОАО "НТЭК" присвоен статус единой теплоснабжающей организации для централизованной системы теплоснабжения на территории муниципального образования г. Норильск (л.д. 8).


В соответствии с вышеуказанным договором МУП "КОС" обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя (пункт 2.1 договора). Качество сетевой воды должно соответствовать физико-химическим и органолептическим свойствам источника водоснабжения с учетом сезонного изменения и деаэрации (пункт 3.3 договора).


В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске 16 октября 2014 г. обратился гражданин, проживающий в многоквартирном доме по адресу: Красноярский край, г. Норильск, ул. Строительная, д. 1 "Г", с жалобой на плохое качество горячего водоснабжения.


27 октября 2014 г. главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске в связи с поступлением жалобы гражданина на плохое качество горячей воды вынесено определение о возбуждении в отношении МУП "КОС" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, и проведении административного расследования.


18 ноября 2014 г. с 11 часов 35 минут до 11 часов 55 минут на контрольной точке ПНС-8 (сбросной вентиль), эксплуатируемой МУП "КОС", с участием представителя предприятия, двух понятых и специалиста Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" в г. Норильске проведен отбор проб горячей воды на исследование по органолептическим, санитарно-химическим показателям (мутность, цветность, железо).


18 ноября 2014 г. с 12 часов 05 минут до 12 часов 25 минут на контрольной точке - внутриквартальный трубопровод к жилому дому 1 "Г" по ул. Строительной в г. Норильске Красноярского края, эксплуатируемой МУП "КОС", с участием представителя предприятия, двух понятых и специалиста Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" в г. Норильске проведен отбор проб горячей воды на исследование по органолептическим, санитарно-химическим показателям (мутность, цветность, железо).


Филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" в г. Норильске проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам образцов (проб) воды, отобранных на контрольной точке - ПНС-8 (сбросной вентиль) на границе балансовой принадлежности с ОАО "НТЭК", на контрольной точке - внутриквартальный трубопровод к жилому дому 1 "Г" по ул. Строительной в г. Норильске Красноярского края.


Согласно экспертному заключению от 28 ноября 2014 г. N Э/168 и протоколам лабораторных испытаний:


Данные показатели не соответствуют требованиям пункта 3.5, таблицы 4, пункта 3.4, таблицы 2 СанПиН 2.1.4.1074-01, части 5 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ.


5 декабря 2014 г. должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске в отношении МУП "КОС" по факту нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению составлен протокол N <...> об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ.


Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения МУП "КОС" к административной ответственности.


Факт нарушения предприятием санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 65); протоколами о взятии проб (образцов) (л.д. 67 - 68, 70 - 71); протоколами лабораторных испытаний образцов (проб) воды (л.д. 69, 72); заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы (л.д. 76 - 79); протоколом об административном правонарушении (л.д. 82 - 86) и иными материалами дела, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.


Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет административную ответственность, установленную статьей 6.5 КоАП РФ.


Должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении предприятием административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.


Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения


административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.


В настоящей жалобе заявитель указывает на необоснованность привлечения МУП "КОС" к административной ответственности, поскольку оно не осуществляет поставку горячей и холодной воды потребителям, а только оказывает услуги по транспортировке воды в рамках соответствующего договора единственному гарантирующему поставщику ОАО "НТЭК" (теплоснабжающей организации), который и должен обеспечивать качество поставляемой воды.


Данный довод нельзя признать состоятельным в силу следующего.


Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).


Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).


Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).


Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).


В соответствии с пунктом 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01, устанавливающих гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой системами водоснабжения, они предназначены, в том числе для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой.


МУП "КОС" является субъектом, обеспечивающим транспортировку холодной и горячей воды.


Транспортировка воды производится от границы раздела между гарантирующим поставщиком (ОАО "НТЭК") и транзитной организацией (МУП "КОС") до границы раздела между этой транзитной организацией и управляющей компанией (в данном случае ООО "НЖЭК), непосредственно предоставляющей коммунальные услуги (подачу горячей и холодной воды) потребителям.


В рамках осуществления своей деятельности МУП "КОС" эксплуатирует систему


водоснабжения, тепловые сети предприятия являются частью центральной системы горячего водоснабжения.


По смыслу пунктов 4, 16 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ, а также, исходя из иных приведенных выше положений данного Федерального закона и материалов дела, деятельность МУП "КОС" связана с осуществлением холодного и горячего водоснабжения с использованием централизованных систем холодного и горячего водоснабжения.


В силу приведенных выше положений пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.


Таким образом, на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам. Все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.


Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению подлежат соблюдению как лицами, осуществляющими забор воды, так и лицами, которые производят ее транспортировку, подачу в жилой фонд и по внутридомовым сетям непосредственно потребителю.


При этом условиями вышеуказанного договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии (мощности) теплоносителя предусмотрено, что качество сетевой воды должно соответствовать физико-химическим и органолептическим свойствам источника водоснабжения с учетом сезонного изменения и деаэрации (пункт 3.3 договора).


Материалы дела свидетельствуют о том, что предприятие имеет возможность осуществлять и осуществляет контроль за качеством воды, транспортировка которой производится.


Поскольку МУП "КОС" является организацией, обеспечивающей транспортировку холодной и горячей воды, и эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения, оно обязано исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды и, вопреки доводам жалобы, обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 КоАП РФ.


Доказательств, которые могли бы свидетельствовать о принятии предприятием достаточных и необходимых мер, направленных на выполнение санитарно-эпидемиологических требований к качеству воды, не имеется.


При таких обстоятельствах должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии предприятия объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.


Указание защитника МУП "КОС" в ходе производства по делу на то, что качество воды уже при поступлении в распределительную сеть не соответствовало гигиеническим нормативам, не ставит под сомнение законность состоявшихся по делу актов, поскольку данное обстоятельство не освобождает предприятие от обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к качеству воды.


Постановление о привлечении МУП "КОС" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.


Административное наказание назначено МУП "КОС" в пределах санкции статьи 6.5 КоАП

РФ.


Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в

порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 КоАП РФ, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.


Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.


Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.


На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации


постановил:


постановление заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске от 11 декабря 2014 г. N 5049, решение судьи Норильского городского суда Красноярского края от 29 января 2015 г., решение судьи Красноярского краевого суда от 23 апреля 2015 г. и постановление председателя Красноярского краевого суда от 21 августа 2015 г., вынесенные в отношении МУП "КОС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника Павловского И.М., действующего на основании доверенности в интересах МУП "КОС", - без удовлетворения.


Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П.МЕРКУЛОВ