У многих граждан Ростовской области, проживающих в индивидуальных жилых домах, стали возникать проблемы с местом
размещения индивидуального прибора учёта холодной воды в домовладении. О проблемах размещения индивидуальных приборов учёта в жилых домах г.Цимлянска на центральном телеканале «ОТР» был показан видеосюжет. С сюжетом можно ознакомиться на сайте: patriot-gkh.ru, страница «Видеоблок» - «ЖКХ по-нашему г.Цимлянск».
ГУП РО «УРСВ» отказывалась вводить в эксплуатацию приборы учёта, установленные в жилом доме, требуя в ряде случаев перенести место установки прибора учёта на бесхозяйный водовод, по которому происходит снабжение холодной водой, или установить его на границе земельного участка домовладения в месте подключения к центральной системе холодного водоснабжения.
Руководители ГУП РО «УРСВ» решили, что они самостоятельно могут устанавливать технические требования к месту установки индивидуальных приборов и не вводить ранее установленные приборы учёта в эксплуатацию, пока не будут выполнены их требования. Выдвигаемые ими требования к месту установки приборов учёта не основаны на нормах жилищного законодательства, что приводит к массовому нарушению прав потребителей. Рассмотрим ряд правовых актов, регулирующих взаимоотношения между абонентами, проживающими в жилых домах, и организацией водопроводноканализационного хозяйства.
1.Кому принадлежит право выбора места установки индивидуального прибора учёта в домовладении?
В соответствии с п. 15 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Закон №416) договоры о холодном водоснабжении и технологическом присоединении к централизованным системам водоснабжения заключаются в соответствии с типовыми публичными договорами о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, утвержденными Правительством РФ.В п.5 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее Правила №644), установлено, что договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. №645 (в ред. от 30.11.2021г.) "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
Утверждены публичные типовые договоры:
- о технологическом присоединении к централизованной системе холодного водоснабжения (далее Договор №645П);
- холодного водоснабжения (далее Договор №645).
В п. 18(1) Договора №645П установлено, что абонент обязан предоставить ресурсоснабжающей организации для проектирования подключения не только план колодца, но и план подвального помещения или иного помещения проектируемого объекта
капитального строительства с указанием места водопроводного ввода и узла учёта холодной воды.
В пп. г) п.12 Договора №645 установлено, что абонент обязан установить индивидуальный прибор учёта холодной воды на границе эксплуатационной ответственности или ином месте, определённом договором.
Формулировка пп. г) п.12 Договора №645 соответствует условиям, установленным в п.5 ст.20 Закона №416, в пп. д) ст.35 Правил №644 и в п.4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013г.№776 (далее Правила №776).
Типовой Договор №645 не содержит обязательных требований к абоненту устанавливать индивидуальный прибор только на границе эксплуатационной ответственности.Нормы жилищного законодательства в области холодного водоснабжения абонентов, проживающих в домовладениях,
предусматривают возможность установки прибора учёта не только на границе эксплуатационной ответственности абонента, но и в домовладении: жилом доме, надворных постройках и в иных объектах.
Право выбора абонентом места установки индивидуального прибора учёта определено в п.2 ст.1 ЖК РФ.
Законодатель установил, что граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Составной частью жилищных прав является право на получение коммунальных услуг (п. 5 ст. 2 ЖК). Следовательно, абонент выбирает (указывает) место установки прибора учёта: установить прибор учёта на границе эксплуатационной ответственности или в домовладении.Ресурсоснабжающая организация проверяет, соответствует ли выбранное место установки прибора учёта в помещении критериям, установленным жилищным законодательством.
2.В отношении места установки прибора учёта холодной воды в домовладении.
В п. 1 Правил №776 установлено, что настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении
коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в
многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 (далее Правила №354) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Правилами № 354 урегулированы вопросы в части места установки, поверки и замены приборов учета коммунальных ресурсов в жилых домах.Следует обратить внимание на приоритет правовых норм, установленных в Правилах №354. В п. 8 ст. 5 ЖК РФ законодатель
установил правовой приоритет положений Жилищного кодекса над положениями жилищного законодательства, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных актах.
В соответствии с п. 1.1 ст. 157 ЖК РФ Правила №354 являются одним из положений Жилищного кодекса. Верховный суд РФ при рассмотрении гражданских дел ресурсоснабжающих организаций о признании недействующими правовые нормы жилищного
законодательства (в частности положений Правил №354), указывал, что нормы Правил № 354, применяемые как часть специального законодательства, имеют приоритет в сфере регулирования отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг.
(Решение от 25.09.13г. Дело №АКПИ 13-852, Определение от 28 января 2014г Дело №АПЛ13-586).
В части 6 п. 2 Правил №354 установлено, что индивидуальные приборы учёта могут устанавливаться «на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение, при наличии технической возможности ...», если, в соответствии с п. 81 Правил №354,
техническая возможность установки индивидуального прибора в жилом доме (домовладении) определена по критериям,установленным в Приказе Минстроя РФ от 28 августа 2020г. №485/пр (далее Приказ №485) «Об утверждении критериев наличия,
(отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта ...».
Согласно п. 2 Приложения № 1 к Приказу №485 техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из критериев.
Например:
- при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к
прибору учета, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об
обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
- невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида,
обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Перечень критериев, установленный Приказом №485, исчерпывающий. Руководители ресурсоснабжающих организаций не имеют права изменять или добавлять новые критерии. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте
обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета.
В пп. а) п.12 Договора №645 установлено, что абонент обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности.
В п.8 ст. 14 Закона №416, в ст.5 Правил №644, установлено, что условия заключаемого гражданами договора холодного водоснабжения должны соответствовать условиям публичного типового договора. В договор могут быть включены дополнительные
условия, не противоречащие нормам жилищного законодательства и условиям публичного договора.
В соответствии с условиями п.8 Договора №645 в случае размещения прибора учёта не на границе эксплуатационной ответственности, например, в жилом доме, абонент дополнительно к объёму потреблённой воды по показаниям счётчика
прибавляет расчётную величину потерь, возникающих на внутреннем водопроводе до места его установки.
Во исполнение п. 3 Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. Правил №776 Приказом Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства от 17 октября 2014 г. №640/пр утверждены «Методические указания по расчёту потерь горячей, питьевой, технической воды ...» (далее Приказ №640).
В соответствии с п.5.1 Приказа №640 в случае установки прибора учёта не на границе эксплуатационной ответственности абоненты обязаны доплачивать к показаниям прибора учёта объём холодной воды, определённый по формулам раздела 2
приложения №5 к Приказу №640.
Верховный суд РФ Определением от 17 декабря 2015 г. № 303-КГ15-16067 (по Постановлению Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.09.2015 №Ф03-3252/2015) подтвердил, что место установки приборов учёта в домовладении
определяется по правовым нормам Правил №354 и Приказа №627. ( с 28 августа 2020г. Приказ №485).
3.В отношении места установки прибора учёта холодной воды за границей эксплуатационной ответственности абонента.
По условиям пп. а) п.12 Договора №645 абонент обязан обеспечить эксплуатацию водопроводных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности.
В соответствии с пп. в) п.35 Правил №644 только в этом случае абонент несёт ответственность за сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерения (приборах учёта).
Условия п. 4 Правил №776 не допускают возможность произвести технологическое подключение без оборудования домовладения прибором учёта, а условия п. 3 Договора №645П не допускают возможность размещения прибора учёта за внешней границей земельного участка, на котором расположено домовладение.
Следовательно, прибор учёта холодной воды может быть установлен в точке технологического подключения (на границе эксплуатационной ответственности) или в зоне эксплуатационной ответственности абонента.
4. О существенных условиях типового публичного Договора №645.
Согласно п. 2 ст. 13 Закона №416 к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении,
предусмотренные ГК РФ. Согласно п. 4 ст. 426 ГК условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам,обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.В силу п. 3 ст. 13, п. 3 ст. 14 и п. 15 ст. 18 Закона №416, п. 18 Правил №644 установлено, что договор холодного
водоснабжения является публичным договором, а в п. 5 ст. 13 Закона №416 и в п. 21 «Правил №644» установлены существенные условия.
Существенные условия типового Договора №645:
- предмет договора;
- сроки и режим подачи (потребления) холодной воды;
- сроки и порядок оплаты по договору;
- права и обязанности сторон;
- порядок осуществления коммерческого учета поданной (полученной) холодной воды, сроки и способы предоставления
организации водопроводноканализационного хозяйства показаний приборов учета;
- порядок обеспечения абонентом доступа организации водопроводноканализационного хозяйства к водопроводным сетям, местам
отбора проб холодной воды и приборам;
- порядок контроля качества холодной (питьевой) воды;
- условия временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения;
- порядок уведомления организации водопроводно-канализационного хозяйства о переходе прав на объекты, в отношении которых осуществляется водоснабжение;
- условия водоснабжения иных лиц, объекты которых подключены к водопроводным сетям, принадлежащим абоненту;
- порядок урегулирования споров и разногласий;
- ответственность сторон;
- Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
При отсутствии в договоре существенных условий договор не будет считаться заключенным (п. 1. ст. 432 ГК РФ).
Выводы:
1. Индивидуальный прибор учёта холодной воды может быть установлен в точке технологического подключения к центральным
сетям водоснабжения или в домовладении, если место установки соответствует критериям Приказа №485.
2. Требование к гражданам установить индивидуальный прибор учёта холодной воды за пределами земельного участка
домовладения, на водопроводе, который не находится в их собственности, не соответствует правовым нормам жилищного
законодательства.
3. Право выбора места установки индивидуального прибора учёта холодной воды принадлежит жителям домовладений.
21.07.2022г. В.Бабичев
В части 11 ст.162 ЖК законодатель установил, что "Если иное не установлено договором управления, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.".
В пункте з) ст.4 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 №416 «Правила осуществления деятельности по управлению МКД» установлено, что к стандартам управления относится "предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом;".
Так как законодательством не установлены ни форма отчёта, ни объём информации, размещаемой в нём, не установлен способ и вид предоставления отчёта, собственникам на общем собрании следует принять решение и внести в договор управления МКД информацию:
- о периодичности и форме отчёта управляющей организации об исполнении своих обязательств;
- о составе и объёме информации, размещаемой в отчёте;
- о способе и виде предоставлении отчёта.
Исходя из буквального толкования правовой нормы ч.11 ст.162 ЖК, следует, что УО обязана предоставить собственникам отчёт, независимо от того, размещён он в системе или нет.
Если собственники не включат в договор управления вышеуказанную информацию, управляющая организация сама определит объём информации и способ предоставления отчёта собственникам.
Управляющая организация обязана разместить отчёт в течение первого квартала в ГИС ЖКХ.Если информация не будет размещена, либо размещена не в полном объеме,то в соответствии с статьёй 13.19.1. КоАП РФ -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Приказом Минстроя РФ от 04.02.2024 №79 установлены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ.
В.Бабичев
12.03.2024
Верховный суд РФ вступился за права социально незащищенных категорий граждан на получение льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт: суд рассмотрел спор инвалида II группы с чиновниками Смоленской области, которые из-за долга всего в 825 рублей лишили ее дотации.ВС подчеркнул, что программа помощи определенным категориям граждан является федеральной, поэтому местные законы по ограничению в выплате компенсаций не являются главными.Высшая инстанция также призвала суды более человечно относиться к жильцам,имеющим долги за ЖКХ,и изучать причины,по которым они не платят по счетам.Сама по себе задолженность не может являться основанием для лишения гражданина социальной поддержки, указывает ВС РФ.
Суть дела.
Жительнице Смоленской области предоставлялась мера социальной
поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и частично — на капитальный ремонт.Женщина исправно оплачивала все счета, но отказывалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт по принципиальным соображениям. Из-за этой задолженности местные власти вовсе лишили инвалида II группы компенсации. Заявительница сочла эти решения незаконными,но поддержки
в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде она не нашла.Отказывая истице в удовлетворении иска,суд в том числе сослался на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ уже за два месяца является основанием для прекращения выплаты льготы.У истицы же была пропущена оплата за четыре месяца, значит, чиновники лишили ее компенсаций правомерно, посчитал суд. Он также указал, что раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то у него отсутствуют соответствующие расходы, значит и компенсировать ему нечего.
Позиция ВС.
Верховный суд подчеркнул, что право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами.Порядок и условия компенсации расходов имеют целевое назначение — уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения. По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату ЖКХ предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, а наличие долгов может являться основанием для приостановления или прекращения предоставления льготы, признает ВС РФ.Однако, как указано в пункте 47 постановления пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года No 22, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.«Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности.Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении», — говорится в постановлении.ВС отмечает, что при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. К таким причинам могут быть отнесены невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь,нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др., поясняет ВС.Нормами смоленского законодательства установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты компенсаций, к которым относится и наличие долгов по оплате коммунальных услуг в течение двух месяцев, а также отсутствие мер по погашению задолженности в течение месяца после приостановки перечисления средств.Если же собственник перестал платить за ЖКХ по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.Однако приведённый в местном законе перечень уважительных причин исчерпывающим не является,указывает ВС РФ.Между тем судебные инстанции, решавшие спор по иску инвалида II группы,не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательства, которые касаются этого вопроса. Выводы судебных инстанций сделаны без учёта фактических обстоятельств дела и выяснения причин образования задолженности.Суды даже не стали устанавливать достоверный период образования долга,удивилась высшая инстанция.
Из материалов дела следует, что в течение более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме.Женщина столкнулась с трудностями лишь при оплате взносов за капитальный ремонт:региональный оператор составил договор таким образом, что из него вытекала обязанность оплатить эти взносы за уже прошедшие четыре месяца.Жительница с таким подходом не согласилась и заключать договор не стала,а компании отправила претензию,на которую та так и не ответила.Но при получении первой же квитанции взносы на капремонт заявительница перечислила.А по оплате предшествующего до рассылки квитанций периода между жительницей и региональным оператором до сих пор имеется судебный спор.То есть задолженность в 825 рублей у жительницы образовалась по уважительным причинам, к тому же суду следовало учесть состояние здоровья истицы и тот факт,что впоследствии она регулярно и вовремя вносила оплату, отмечает ВС.
Таким образом, у департамента Смоленской области по социальному развитию отсутствовали правовые основания для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт,отмечает ВС РФ.Высшая инстанция сочла возможным не только отменить все состоявшиеся по делу решения, но и принять новое: об удовлетворении исковых требований, о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию и о возложении на чиновников обязанности возобновить выплату инвалиду II группы, включая период, на который ее необоснованно лишили льготы.
Неформальный подход.
«Я поддерживаю позицию ВС РФ.Считаю её оптимальной и правильной в ситуации,которая разбиралась.Законодательство не терпит формального подхода к разрешению спорных ситуаций,ведь за этими ситуациями стоят люди, их реальные беды и реальные ситуации», — отмечает член Ассоциации юристов России Александр Самарин.На его взгляд,суды нижестоящих инстанций не стали вникать в саму суть проблемы и не устанавливали причину неоплаты, хотя ВС РФ указывал неоднократно на то, что такой подход недопустим.Он напомнил пункт постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»,в котором ВС указывает, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами,удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами,не нуждающимися доказывании, а также тогда,когда оно содержит исчерпывающие выводы суда,вытекающие из установленных фактов. Как видно из определения Верховного суда РФ, суды нижестоящих инстанций неполно рассмотрели дело,что, в свою очередь, привело к нарушению прав получателя субсидии.«И такое, к сожалению,не редкость.Вызвано это как загруженностью суда, так и формальным подходом к рассмотрению споров. Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ,капитального ремонта.Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт,в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить почему задолженность за ЖКУ образовалась.В перспективе это поможет получателям субсидии отстоять своё право на получение компенсации за ЖКУ и не допустить формального рассмотрения своего спора с органом, выплачивающим данную субсидию», — подчеркивает Самарин.
Кроме того, на его взгляд, по мере накопления судебной практики, увеличения оспаривания отказов в выплате субсидии,возможно уже на этапе решения социальными органами наличия оснований для выплаты субсидий, чиновники будут самостоятельно учитывать причину возникновения задолженности,что приведет к уменьшению нагрузки на суды за счет снижения числа споров. Также,возможно,последуют изменения в региональном законодательстве с целью определения какие случаи являются уважительными в качестве основания образования долгов за ЖКУ и в методике определения уважительности причин неоплаты за ЖКУ, выразил надежду член АЮР.
Алиса Фокс
16.10.2018
В жилых домах с целью непрерывного обеспечения потребителей горячей водой обязаны применять циркуляционные системы горячего водоснабжения (ГВС). В таких системах при отсутствии водоразбора находящаяся в трубах вода не останавливается, а непрерывно перемещается, проходя по циркуляционному трубопроводу, полотенцесушителю, обеспечивая температуру горячей воды из крана, установленную санитарными нормами - СанПин 2.1.4.2496-09.Температура горячей воды должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. По способу циркуляции горячей воды системы могут быть с естественной (гравитационной) и принудительной циркуляцией. Наличие в кране горячей воды – холодной, как правило, свидетельствует об отсутствии циркуляции. Если ГВС в вашем доме основано на гравитационной циркуляции, то вам необходимо установить циркуляционный насос. В другом случае у вас проблемы с циркуляционным насосом или балансировкой системы ГВС, т.е. равномерной циркуляции горячей воды во всех ее контурах.
Отсутствие циркуляции горячей воды может привести к серьёзной угрозе вашему здоровью и даже жизни. В трубопроводе образуются застойные зоны воды с температурой от 30 до 45°, являющиеся очагами размножения бактерий Легионеллы. К Легионелле следует относиться cо всей серьезностью, поскольку это заболевание приводит к смертельному исходу. Несмотря на то, что лечение считается несложным, лиц целого ряда групп риска — людей с ослабленным иммунитетом, пожилых людей (в силу того, что иммунная система у них ослаблена), детей (иммунитет еще не сформировался) — врачи могут не спасти. Другим важным негативным фактором является незаметность заражения — в инкубационный период заболевание себя ничем не выдает, а к моменту диагностирования первого заболевшего (и к моменту начала принятия срочных мер) зараженными могут быть многие граждане.
Легионеллёз может протекать в нескольких клинических формах:
1.Легочный легионеллёз.
Болезнь напоминает воспаление легких. В нераспознанных случаях смертность составляет около 20…40 %. Группой, наиболее подверженной заболеванию легионеллёзом легочной формы, являются мужчины в возрасте от 40 лет и выше и женщины в возрасте от 50 лет, больные с нарушением иммунной системы.
2.Симптомы заражения в 95 % случаях похожи на заболевание гриппом (Понтиакская лихорадка). Инкубационный период составляет от одного до двух дней, затем появляется лихорадка и боли в мышцах. Болезнь протекает относительно спокойно и проходит сама спустя 3…5 дней.
В июле 2007 года вспышка легионеллезной пневмонии имела место в г.Верхняя Пышма Свердловской области, когда за медицинской помощью обратилось 202 человека, клинически диагноз был подтвержден у 149 человек, 5 случаев закончились летальным исходом. Санитарный врач Свердловской области Б.Никонов констатировал, что в результате ремонтных работ на системе ГВС:«в Верхней Пышме вода в системе водоснабжения стояла лишние четыре дня, и именно это вызвало такую концентрацию легионелл, что привело к вспышке».
СанПиН 2.1.4.2496-09 ограничивает продолжительность ремонта систем ГВС:
« 3.1.11. В период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток».
Для профилактики систем ГВС от заражения бактериями Легионеллы необходимо проводить химическую санацию хлором или водородосодержащими реагентами. С целью поддержания во всех точках водоразбора горячей воды температуры 60 град. и давления 0,3 кгс/кв.см, необходимо перейти к автоматизированной системе горячего водоснабжения. В случае установки в такую систему терморегулирующих клапанов возможно проведение и термической санации. Бактерицидна для легионеллы только температура воды выше 60°С, в частности, при температуре более 70°С легионелла погибает почти сразу, при температуре 60°С для уничтожения возбудителя требуется до 32 минут. Данный метод широко применяют за рубежом. Только поддержание в точках водоразбора температуры воды не ниже 60°С является надежной противоэпидемической мерой, препятствующей размножению легионеллы.
Верховный Суд РФ своим решением от 31.05.2013 №АКПИ13-394 запретил снижать температуру горячей воды в системах ГВС в местах водоразбора ниже 60 градусов от установленной санитарными правилами. Суд указал:
«Данные санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены, в том числе,на предупреждение загрязнения горячей воды высококонтагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов…».
Снижение температуры горячей воды у потребителя является серьёзным нарушением правил эксплуатации общедомовых технических систем. Пунктом 149 Правил предоставления коммунальных услуг,утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, установлено,что Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за:
а) нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг;
б) вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг.
Нарушение лицами, ответственными за предоставление коммунальных услуг, нормативов обеспечения населения коммунальными услугами образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Вы вправе обратиться с жалобой на бездействие Управляющей организации в Государственную жилищную инспекцию, Управление Роспотребнадзора по Ростовской области, в органы Прокуратуры, а также обратиться в суд за защитой своих прав на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
В.Бабичев
16.10.2018г.
В соответствии с правовыми нормами Жилищного кодекса РФ граждане, которым предоставляют жилищно-коммунальные услуги, должны вносить плату за услуги в зависимости от реализуемого в многоквартирном доме способа управления:
- управляющей организации (п.7 ст. 155 ЖК РФ );
- товариществу собственников жилья, жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу (п. 5 и 6 ст. 155 ЖК РФ);
- ресурсоснабжающим организациям, которые предоставляют коммунальные услуги или в отношении которых в установленном порядке принято решение о переходе на прямые платежи ( ст.157.2 ЖК РФ ).
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с Жилищным Кодексом РФ вносится плата за жилищно- коммунальные услуги, вправе осуществлять расчёты при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платёжных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (п.15 ст. 155 ЖК РФ).
В выставляемых платёжных документах собственникам помещений в многоквартирных домах, нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов должны быть указаны банковские счета исполнителей жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 8 ЖК РФ «к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом».
Исходя из правовых норм (имеющих императивный характер) п.69 «Правил предоставления коммунальных услуг …» (постановление Правительства №354 от 06.05.2011) в платёжных документах никто и ни при каких обстоятельствах не имеет права указывать банковские счета платёжных агентов, банковских платёжных агентов, расчетно-кассовых или информационно-расчетных центров.Установленная п.15 ст. 155 ЖК РФ возможность гражданам осуществлять расчёты за жилищно-коммунальные услуги при участии платёжных агентов или банковских платёжных агентов регулируется правовыми нормами двух федеральных законов:
1.При участии платёжных агентов - Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 1ОЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее Закон №103);
2.При участии банковских платежных агентов - Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее Закон №161).
1.При участии платёжных агентов.
В соответствии с Законом №103 платёжным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему наличных денежных средств от физических лиц, в частности, за жилое помещение и коммунальные услуги. Правовые нормы Закона №103 не регулируют отношения, связанные с деятельностью по проведению расчетов с физическими лицами, осуществляемых в безналичном порядке. Безналичный порядок расчёта регулируется законодательством о банках и банковской деятельности. Согласно Закона №103 принятые на специальные банковские счета платёжных агентов платежи плательщиков перечисляются на специальные банковские счета управляющей организации, ТСЖ и кооператива.Спецсчета имеют отдельное обозначение: 40821 – «Специальный банковский счет платёжного агента, банковского платёжного агента, поставщика». За неиспользование платёжными агентами, поставщиками, банковскими платёжными агентами, специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа по п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (40 000 – 50 000 руб. для юридических лиц, 4000-5000 для должностных лиц).
2.При участии банковских платёжных агентов.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона №161 банковские платежные агенты участвуют в оказании услуг по переводу платы за жилое помещение и коммунальные услуги на основании договоров, заключаемых с операторами по переводу денежных средств (Банк России, кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, Внешэкономбанк). Каждый из операторов по переводу денежных средств действует в соответствии со специальным законом, регулирующим его банковскую деятельность. В свою очередь оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств) (ч. 1 ст. 5 Закона №161).При этом, в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, производить расщепление платежей ресурсоснабжающим организациям оператор не имеет права.
3.Соответствует ли деятельность расчётных центров жилищному законодательству, законодательству о банках и банковской деятельности по приёму от населения платежей за ЖКУ и переводу денежных средств исполнителю жилищно-коммунальных услуг?
а) Жилищное законодательство.
В соответствии с п.15 ст. 155 ЖК РФ исполнитель ЖКУ может получать от жителей плату за свои услуги самостоятельно или через платёжных агентов,банковских платёжных агентов, которые производят приём днег от жителей в наличной форме. Платёжным агентам не надо спрашивать у плательщиков согласие на получение их персональных данных. (п.16 ст.155 ЖК РФ).
б) О банках и банковской деятельности.
Оператор по переводу денежных средств переводит полученные от населения за ЖКУ деньги по указанным в платёжном документе банковским реквизитам расчётному центру. Расчётный центр переводит деньги юридическим лицам, которые оказывают населению жилищно-коммунальные услуги. Деятельность юридического лица по получению и переводу денежных средств в безналичной форме (банковские операции) другим юридическим лицам регулируется законодательством о банках и банковской деятельности и соответствует статусу - небанковская кредитная организация (п.2 ст. 1 Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее Закон №395-1)). Данная деятельность подлежит лицензированию и в соответствии со ст.7 Закона №395-1 в наименовании такой организации должно быть указано «небанковская кредитная организация».
Следовательно, расчётный центр в данном случае должен получить лицензию и в своём наименовании указать «Небанковская кредитная организация». Если расчётный центр осуществляет банковские операции без получения лицензии ЦБК РФ, данную деятельность следует относить к нелегитимной.
4.Может ли расчётный центр быть платёжным агентом, если по агентскому договору оказывает управляющим организациям,ТСЖ дополнительные услуги: производит расщепление платежей, распечатывает и доставляет платёжный документ жителям?
В соответствии с пп.1 п.2,п.1 статьи 1 Закона №103 деятельность платёжного агента основана только на приеме от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом этих средств поставщику товаров (работ, услуг).
Следовательно, расчётный центр не может быть признан платёжным агентом, на которого распространяется действие Закона N 103, т.к. по условиям агентского договора оказывает исполнителям жилищно-коммунальных услуг дополнительные услуги. В данном случае расчётный центр не обязан открывать специальный банковский счёт. (Определение ВС РФ от 26.05.2017 №302-АД16-16468, утв. Президиумом ВС от 15.11.2017 №4).
Как было указано выше, граждане, в соответствии с нормами ЖК РФ, имеют право оплачивать жилищно-коммунальные услуги исполнителям услуг через платёжных агентов или банковских платёжных агентов.Следовательно, чтобы продолжать свою деятельность по производству финансовых операций между гражданами, исполнителями жилищно-коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями расчётный центр должен получить банковскую лицензию, а производить расщепление платежей, доставлять гражданам платёжный документ должен сам исполнитель услуг или нанять для этих целей другую организацию.
Выводы:
1.Расчётный центр только в одном случае может осуществлять функцию оператора по приёму платежей от физических лиц и производить расчёты с исполнителем жилищно-коммунальных услуг - если его деятельность будет соответствовать правовым нормам Закона №103 и в уставе должен быть указан вид деятельности - « Платёжный агент».
2.Исполнители коммунальных услуг не вправе осуществлять расчёты с гражданами за жилищно-коммунальные услуги при участии расчётного центра, если их деятельность не соответствует правовым нормам Закона №103 - деятельности платёжных агентов. Привлечение управляющей организацией других лиц для расчётов, путём заключения с ними агентских договоров, деятельность которых регулируется ГК РФ, неправомерно, т.к. агент по агентскому договору совершает юридические действия, в то время как платёжный агент не совершает юридических действий (не заключает сделки в интересах клиента), а выполняет лишь фактические действия — принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком.
В связи с этим закономерно возникает вопрос -
Каким правовым нормам законодательства соответствует деятельность расчётных центров Ростовской области по проведению финансовых операций ?
В.Бабичев
10.05.2020г.
Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования проводится в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 17.12.201 №613. Приказом №613 утверждены Правила проведения технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного оборудования. Первичная диагностика газового оборудования, как следует из Приказа Ростехнадзора № 613 (п.9) проводится по истечении его срока эксплуатации, установленного изготовителем либо проектной документацией. Однако, поскольку методики оценки технического состояния ВДГО до сих пор не утверждены, суды при определении срока эксплуатации внутренних газопроводов ориентируются на 30 лет. Этот срок установлен в «Положении о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов общественных и жилых зданий МДС 42 - 1.2000. Далее диагностика проводится каждые 5 лет. Заказчиком по договору о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования является управляющая организация, ТСЖ, ЖСК. У управляющей организации должно быть два договора на общее газовое оборудование:
1.Договор на техническое обслуживание общего газового оборудования,заключённого с поставщиком газа.
2.Договор на диагностику общего газового оборудования, заключённого со специализированной организацией, имеющей лицензию.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 установлен минимальный перечень услуг и работ, необходимый для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Управляющая организация обязана была включать этот перечень в состав работ и услуг в «Содержание жилого помещения».В статье 21 Перечня №290 установлено: "Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме:
1. Организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов;
2. Организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений;
3. При выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению."
Следовательно, техническое диагностирование – проверка состояния системы внутридомового газового оборудования и её отдельных элементов, входит в обязательный перечень работ и услуг по содержание жилого помещения.Управляющая организация, ТСЖ и ЖСК не имеют права требовать с жителей дополнительно плату за проведение технической диагностики, т.к. в плату по статье «Содержание жилого помещения» входит и плата за проведение диагностики внутридомового газового оборудования.Данная позиция подтверждена Верховным судом РФ в Определении от 09.11.2018 №310-КГ18-18347, №307-ЭС19-23451, №310-КГ18-3877, №308-ЭС20-14012.
В.Бабичев
11.06.2019г.
1.Увеличение площади жилого или нежилого помещения многоквартирного дома путём пристройки дополнительного помещения относится к работам по их реконструкции. К встроенному-пристроенному помещению относится помещение, располагаемое в габаритах жилого здания и в объемах, вынесенных за пределы габаритов жилого здания более чем на 1,5 м..." (Извлечение из документа: «СП 31-107-2004. Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий» - одобрен и рекомендован к применению Письмом Госстроя РФ от 28.04.2004 № ЛБ-131/9).
В пункте 2 статьи 40 ЖК РФ «Изменение границ помещений в многоквартирном доме» установлено:
«Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме». Согласно действующему законодательству РФ, для возведения пристройки к жилому помещению, расположенному в многоквартирном жилом доме, необходимо получение разрешения на строительство (реконструкцию) в порядке, предусмотренном статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.
Пристроенное помещение к многоквартирному дому по своему роду является его неотделимой частью. Конструктивные элементы пристроенного помещения (такие как крыша, фасад, инженерные коммуникации и другие) являются общим имуществом многоквартирного дома.
2. В пункте 3 статьи 36. ЖК РФ «Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме» установлено:«1.Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:3)крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома ….»;Слово «крыши» во множественном числе.
Что входит в понятие «Ограждающие конструкции»?
Разъясняющее определение «Ограждающие конструкции» можно найти в п. 3.4 ГОСТ 30247.1-94 «Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции»: «Ограждающие конструкции - конструкции, выполняющие функции ограждения или разделения объемов (помещений) здания. Ограждающие конструкции могут совмещать функции несущих (в том числе самонесущих) и ограждающих конструкций».В Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 № 37, названы признаки единства здания:
«общая стена с сообщением между частями независимо от назначения последних и их материала»;
3.Отнесение конструкции и крыши пристроенного помещения к общему имуществу здания подтвердил Пленум Высшего арбитражного суда РФ.Согласно п.2 Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 64 от 23.07.2009г «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»:
«При рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки,подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы),крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения».
4. В соответствии с п.п. 2.3 п.2 статьи 161 ЖК РФ «При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме …».При проведении капитального ремонта крыши многоквартирного дома обязаны произвести ремонт крыши пристройки.
В.Бабичев
11.04.2018г.
На сегодняшний день самая значительная часть расходов при оплате коммунальных услуг – это расходы на оплату тепловой энергии. Снижение затрат на отопление достигается благодаря регулированию температуры в системе отопления в зависимости от температуры наружного воздуха.
В настоящее время для предоставления жителям многоквартирных домов (МКД) коммунальной услуги по отоплению принята централизованная система теплоснабжения, при которой тепло вырабатывается на ТЭЦ или в котельных, а преобразование теплоносителя к эксплуатационным параметрам систем отопления и горячего водоснабжения производится в индивидуальных тепловых пунктах. Максимальная температура в тепловых сетях может достигать 130÷150 град. C, минимальная не может быть ниже 70-80град. C.
В индивидуальных тепловых пунктах установлены элеваторные узлы (струйные насосы), в которых происходит смешивание горячей воды из подающего трубопровода с остывшей, которая прошла через батареи отопления МКД. В результате происходит уменьшение температуры воды до 95 град. С (максимально). Главный недостаток элеваторных узлов – смешивание теплоносителей происходит независимо от температуры наружного воздуха. Это актуально в межсезонье, когда происходят значительные колебания температуры окружающей среды. Возникают «перетопы» помещений МКД. В результате мы получаем повышенную и некомфортную температуру внутри помещений, за которую еще и доплачиваем. Следовательно, необходимо ввести корректировку работы индивидуального теплового пункта в зависимости от температуры наружного воздуха. Минстрой России включил в Банк данных наиболее эффективных технологий в ЖКХ оборудование тепловых пунктов системой автоматического регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха, с дистанционным мониторингом. (http://банкжкх.рф/Technologies/ProductView/13373). Система погодного регулирования отопления позволяет экономить до 23% расхода тепловой энергии (kommersant.ru/doc/2619816, guzha.pushkin.gov.spb.ru/informacija-dlja-naselenija/preimuschestva-ustanovki-aitp/).
Существуют различные проекты оснащения тепловых пунктов автоматической системой погодного регулирования, как с элеваторным узлом, так и без. Наиболее эффективным решением рационального потребления тепловой энергии, являются автоматизированные тепловые пункты с погодным регулированием и элеваторным узлом Рис.1
Э – элеватор; РПД – регулятор располагаемого напора перед элеватором; ПН – подмешивающий насос; ЧРП – частотно-регулируемый электропривод; ОК – обратный клапан; Т нв – датчик температуры наружного воздуха; Т вв – датчик температуры воздуха в квартире.
Погодная корректировка температуры воды происходит в зоне до элеватора, а не на самом элеваторе. Элеватор работает в одном и том же необходимом для него гидравлическом режиме во всём диапазоне погодного регулирования. Модернизация существующих элеваторных узлов позволяет выполнять функцию автоматического погодного регулирования без реконструкции ИТП, сохраняя все преимущества элеваторного присоединения. При модернизации элеваторных узлов сохраняется схема элеваторного присоединения к тепловым сетям, получение новых условий подключения в теплоснабжающей организации и Акта-допуска СЗУ Ростехнадзора не требуется.
Преимущества элеваторной схемы с погодной корректировкой температуры воды:
1.Энергонезависимость – возможность сохранения отопления при отключении электроэнергии. В случае аварии по электроснабжению, выхода из строя насоса или обрыва линии связи с датчиками давления, тепловой пункт продолжит работу в том режиме, который имел бы место в отсутствии модернизации (клапан открыт, насос не работает). Это обеспечивается схемным решением, которое исключает причины, мешающие тепловому пункту вернуться к режиму работы без модернизации.
2.Безопасность – исключение попадания теплоносителя с первичными параметрами в систему отопления;
3.Высокая надежность, безотказность; простота в эксплуатации, низкая стоимость оборудования.
Дополнительные функции модернизированного элеваторного узла:
- стабильное поддержание заданных параметров ГВС (t, P);
- удаленный контроль (мониторинг) параметров ИТП с автоматическим расчетом полученного экономического эффекта в режиме реального времени;
По информации бывшего министра жилищно-коммунального хозяйства Андрея Майера в 2015 году в Ростовской области индивидуальные тепловые пункты с автоматической системой погодозависимого регулирования были установлены в 92 многоквартирных домах, что позволило обеспечить до 30% экономии тепла. В 2016 году установлено 131 тепловых пунктов. В 2017 году планировалось установить в два раза больше, но установлено 152. В 2018 году было запланировано модернизировать 211 тепловых пунктов. Количество установленных систем автоматического регулирования потребления тепловой энергии явно недостаточно. В области тысячи многоквартирных домов нуждаются в модернизации индивидуальных тепловых пунктов.
Такое оборудование устанавливается в рамках проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, либо жители на общем собрании могут принять решение о финансировании мероприятий по переводу работы индивидуального теплового пункта в зависимость от температуры наружного воздуха. В соответствии с пунктами 4,7 ст.7 ФЗ от 23.11.2009 №261 «Об энергосбережении..» (далее Закон№261) органы исполнительной власти Ростовской области обязаны включить модернизацию тепловых пунктов в перечень обязательных мероприятий по энергосбережению МКД, координировать и контролировать их исполнение ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями и ТСЖ.
Граждане слабо информированы о энергосберегающих технологиях систем отопления, а действующие экономический, правовой, технический механизмы объективно не способствуют заинтересованности теплоснабжающих организаций в принятии и реализации мер по энергосбережению. Они часто завышают расчетные значения тепловых нагрузок или пытаются возложить на потребителя дополнительные издержки и расходы, связанные с потерей тепловой энергии на теплотрассах, с понижением температуры и давления теплоносителя на входе в МКД.
В одном своём выступлении Президент В.Путин заметил:
"На граждан просто начали переносить все издержки, включая потери в сетях или связанные с нелегальным подключением. Но жильцы тут при чем?!!" . Исключать такие проявления должны управляющие компании и органы власти, но "ни у управляющих компаний, ни у поставщиков нет стимула даже такие потери снижать,…" "А люди просто оказываются загнанными в угол".
В пункте 5 статьи 12 Закона №261 законодатель установил, что ресурсоснабжающие организации обязаны не реже чем один раз в год предлагать жителям МКД перечень энергосберегающих мероприятий. Жители хотели бы услышать от Министерства ЖКХ РО, почему теплоснабжающие организации не исполняют эту норма закона и какие принимаются меры к нарушителям. В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона №261 Управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК обязаны (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Руководители управляющих организации (УО) не заинтересованы в модернизации тепловых пунктов и внедрении других энергосберегающих технологий. Они формально подходят к исполнению требований законодательства. За реализацией мероприятий по энергосбережению не следует ощутимого экономического эффекта. УО не получают доходов с будущей экономии тепловых ресурсов, а без их участия невозможно внедрять энергосберегающие технологии в МКД.
В статье 9.16. 5. Кодекса об административных правонарушениях несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Примеры установки узлов автоматического погодного регулирования отопления в индивидуальных тепловых пунктах:
1. г.Казань.
При софинансировании Сбербанка в многоэтажных домах было подключено 2239 приборов учета и регулирования энергоресурсов. В отопительный сезон 2012-2013 такими аппаратами была оснащена четверть городских многоэтажек, потребление тепловой энергии в городе снизилось более чем на 560 тыс. Гкал, экономия составила 673 млн руб. (https://www.kommersant.ru/doc/2619816) По информации Казанского государственного энергетического университета (Ю.Н. Звонарева, Ю.В. Ваньков, С.А. Назарычев) оценка экономического эффекта для потребителей при установке автоматизированных узлов учета с регулированием расхода тепловой энергии может составить до 22%. В денежном выражении, согласно тарифа на тепловую энергию на 2015 год, снижение теплопотребления позволило собственникам жилья снизить стоимость предоставляемых услуг на сумму порядка 347,52 тыс.руб. с НДС в год. (Инженерный вестник Дона, №4 2015).
2. г.Санкт-Петербург.
По результатам проведенного Жилищным комитетом Санкт-Петербурга анализа - средняя экономия на 1 многоквартирный дом с декабря 2017 года по май 2018 года составила 270 932 рубля, на квартиру площадью 70 кв.м.– порядка 524 рублей в месяц. (http://gkhkontrol.ru/2018/07/46889)
В.Бабичев
С 1 октября в гражданском процессе появились групповые иски.Федеральным законом от 18.07.2019 №191 Гражданский процессуальный кодекс РФ дополнился новой главой 22.2 "Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц".Гражданин или организация вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц при соблюдении следующих условий:
- имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик;
- предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов группы лиц;
- в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства;
- использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав.
Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц допускается в случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее 20 лиц.Федеральным законом устанавливаются требования к исковому заявлению группы лиц, положения о ведении дел в суде о защите прав и законных интересов группы лиц, закрепляются права лица, присоединившегося к требованию группы лиц, устанавливается порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, порядок подготовки названных дел к судебному разбирательству, а также требования к решению суда по делу о защите прав и законных интересов группы лиц.
В статье 225.10 АПК РФ установлено, что присоединение к групповому иску производится путем письменного заявления о присоединении соответствующему лицу либо непосредственно в арбитражный суд, если член группы лиц присоединяется к требованию после принятия группового иска к производству. Присоединение к групповому иску возможно до перехода суда к судебным прениям. Такое присоединение также может осуществляться путем заполнения формы, размещенной на сайте арбитражного суда или в системе "Мой арбитр".
Установлено, что лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц, и лицо (лица), присоединившееся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, как в гражданском, так и в арбитражном процессе вправе заключить в нотариальной форме соглашение, которое определяет порядок несения его сторонами судебных расходов (соглашение группы лиц). Требования об изменении и о расторжении соглашения группы лиц могут быть предъявлены только в суд, который рассматривает групповой иск.
В.Бабичев
Собственник имеет право гасить долг за жилищно-коммунальные услуги за тот период, который он считает нужным, суды не могут за него произвольности решать, какую именно задолженность он оплачивает, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ. Это указание очень важно для владельцев недвижимости, которые длительное время не могли оплатить услуги ЖКХ, так как через три года наступает срок исковой давности и взыскание долга прекращается.При этом ВС РФ обязал суды проверять не истёк ли срок давности по каждому платежному документу.
Суть дела.
В суд обратилась подмосковная управляющая компания, которая пыталась взыскать долги за коммунальные услуги: собственница квартиры более семи лет вносила оплату несвоевременно и не в полном объёме. Коммунальщики сначала добились вынесения в отношении должницы судебного приказа, но он был отменён. Тогда управляющая компания подала в суд исковое заявление. Две инстанции по разному рассчитали сумму, которую должна была вернуть собственница.Одинцовский городской суд взыскал с ответчицы чуть более 100 тысяч рублей, учитывая, что она с декабря 2014 года по май 2018 года все же перечислила управляющей компании 305 тысяч рублей.Однако Мособлсуд это решение отменил и обязал ответчицу заплатить более 400 тысяч рублей, а также выплатить пени. Апелляционная инстанция сочла, что уже перечисленные 305 тысяч рублей идут в зачёт ранее образовавшегося долга - за неоплату услуг до 2014 года.Как учитывать поступившие от собственника платежи и когда по таким делам наступает срок исковой давности объяснил Верховный суд РФ.
Позиция ВС.
Если должник гасит сумму, которой недостаточно для покрытия всех его однородных обязательств, то считается оплаченной та задолженность, которую указал должник (пункты 1 и 3 статьи 319 Гражданского кодекса), напоминает ВС РФ.Он также приводит разъяснения специального постановления пленума: если платёжный документ не содержит данных о расчётном периоде, денежные средства засчитываются в счёт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (пункт 32 постановления Пленума от 27 июня 2017 года №22).
«В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счёт какого расчётного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истёк (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса, пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 Гражданского кодекс)", отмечает ВС.
При этом срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (пункт 41 постановления Пленума, часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ), поясняет высшая инстанция. Общий срок исковой давности составляет три года. А в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, то она удлиняется до шести месяцев (абзац второй пункт 18 постановления пленума ВС РФ от 29 мая 2015 года №43).
«Таким образом, исходя из смысла приведённых правовых норм и разъяснений Пленума по их применению исполненное добровольно (должницей) не могло быть зачтено за периоды, по которым истёк срок исковой давности», - подчёркивает ВС.
Однако суд апелляционной инстанции все внесённые ответчицей средства счёл погашением долга, который возник ещё до мая 2014 года, указал он.ВС поясняет, что по подобным вопросам юридически значимыми обстоятельствами являлись конкретные даты платежей и размер внесённой денежной суммы.Суд должен был по каждому ежемесячному платежу посчитать срок исковой давности, а также выяснить вопрос, к какому виду долга и за какой период управляющая организация зачла каждую перечисленную сумму, отмечает ВС.Именно эти обстоятельства имели существенное значение для правильного разрешения спора, однако суд апелляционной инстанции оставил их без исследования и правовой оценки.
«В нарушение приведённых норм права суд апелляционной инстанции засчитал исполненное в счёт задолженности без исчисления срока исковой давности в отношении каждого платежа и без ссылки на доказательства, в связи с чем судебное постановление нельзя признать отвечающим требованиям закона», - считает ВС.Он счёл, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, в связи с чем отменил определение Мособлсуда и направил дело на новое рассмотрение.
Алиса Фокс
14.10.2019
Схему обмана расчетов за отопление выявил уфимский эксперт по ЖКХ и руководитель автономной НКО «Уфасити.ми» Вадим Беляков. Оказывается, умные технологии не просто не исключают ошибок, но помогают водить за нос жильцов.Расследование Вадима Белякова стало возможным благодаря жалобам граждан на непомерно высокие суммы в платежках за отопление. Как узнать, правильно ли начисляют платежи в вашем доме и что делать, если ваши подозрения подтверждаются, ЖКХ-эксперт рассказал сегодня, 20 декабря, корреспонденту UFA1.RU.
Схема обмана.
Если объяснять простыми словами, то в составе прибора учета ТСК-7 есть два основных компонента: вычислитель (ВКТ-7 — своего рода мини-компьютер) и расходомер (ПРЭМ). Расходомер чем-то похож на обычный счетчик воды, который сейчас есть почти в каждой квартире, но только он электромагнитный. ПРЭМ измеряет объем потока в трубе и отправляет импульсы на вычислитель.
— Каждый такой импульс соответствует определенному количеству литров теплоносителя, прошедших через расходомер. И вот что мы обнаружили в одном из домов, куда отправились с проверкой: в расходомере ПРЭМ вес импульса был равен 2,5 литрам, а в вычислителе ВКТ-7 вес импульса был настроен на 10 литров (это предустановленная заводом настройка). То есть показания ОДПУ были завышены в 4 раза, — объяснил Вадим Беляков.
Когда общественники пришли с проверкой в два других дома, жильцы которых жаловались на суммы платежей за отопление, там приборы учета уже успели перенастроить:
— Выяснилось, что последние данные ОДПУ в архиве теплосчетчика были на 19 ноября, когда ОДПУ снимался для проверки и две недели отсутствовал. <…> Все архивы теплосчетчика с весами импульса были вычищены, а потребление домом тепла к этому времени снизилось в 4 раза, — рассказал эксперт по ЖКХ.
— Сейчас по указанным фактам проводятся проверки Госкомитета по жилищному надзору, плюс не может не радовать то, что БашРТС признали свои ошибки и планируют вернуть неверно начисленные суммы, приведя их как минимум к нормативным значениям.
Сайт: ufa1.ru/text/gorod/2019/12/20/66410596
В России могут появиться скидки на электроэнергию. Оплачивать потраченные киловатт-часы с дисконтом до 30% предлагается разрешить гражданам с небольшими доходами. Для остальных же будет действовать экономически обоснованный тариф. С таким предложением выступил председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный на заседании, посвященном проблеме ликвидации перекрестного субсидирования и опыту применения в России социальных норм на электроэнергию.
Граждане, чьи расходы на оплату услуг ЖКХ превышают установленный законом порог (на федеральном уровне - 22% совокупного дохода семьи), имеют право на субсидию, но ее получение забюрократизировано, отметил Завальный. Помощь, по его словам, должна стать более доступной и адресной. Потребление электроэнергии населением постоянно растет. С 2005 года его доля выросла с 11% до17-18% всего объема. С одной стороны, это свидетельствует о росте благосостояния граждан, считают в комитете по энергетике. С другой - остается проблема перекрестного субсидирования, при котором сдерживание роста тарифов для населения компенсируется их увеличением для другой категории потребителей - промышленности. Это искажает экономику отрасли, делает практически непрозрачной структуру формирования цены на электрическую и тепловую энергию. Ежегодные потери от перекрестного субсидирования, по разным оценкам, достигают 0,6-0,8% ВВП.
Для решения проблемы власти в шести регионах несколько лет назад предприняли попытку ввести социальные нормы на электроэнергию: определенный объем киловатт граждане оплачивают по сниженному тарифу, а то, что потратили сверх этого, - по более высокому.В сентябре 2018 года правительство вернулось к обсуждению вопроса.
Детали реформы разработало Минэкономразвития. Потребление до 300 кВт.ч в месяц министерство предложило гражданам оплачивать по базовому тарифу, свыше 500 кВт.ч - по повышенному, а более этого объема - по еще более высокому, экономически обоснованному. Идея обсуждалась до января 2019 года, после чего правительство отложило переход на соцнормы до более детальной оценки последствий для граждан. В Комитете Госдумы по энергетике считают, что альтернативой могло бы стать постепенное выравнивание цен на электричество для всех категорий потребителей с одновременной выплатой адресного социального пособия или предоставлением уже упомянутых скидок наиболее нуждающимся гражданам. Предполагается, что эти предложения войдут в пакет рекомендаций правительству, которые комитет планирует подготовить в ближайшие две недели.
Ю.Кривошапко Российская газета - № 279(8037)
В соответствии с п.б(1) статьи 22 «Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или ТСЖ ….»,утверждённых
постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, стоимость коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), определенных (установленных) для населения.
В абзаце 3 п.44 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям …» (далее Правила №354) установлено, что при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
Законодатель установил, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.(п.2 ст.154 ЖК РФ)
Законодатель исключил коммунальную услугу по содержанию общего имущества многоквартирного дома из услуг, предоставляемых управляющей организацией и ТСЖ при управлении домом. В случае непосредственного управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. (п.5 ст.154 ЖК РФ).На основании буквального толкования положений п.2,п.5 статей 154 ЖК РФ можно сделать вывод, что правовые нормы в п.44,45,46 Правил №354 в отношении коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды, установлены для многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали непосредственный способ управления домом.
Следовательно, потребитель жилищной услуги в нежилом помещении многоквартирного дома под управлением управляющей организации или ТСЖ оплачивает коммунальный ресурс, используемый в целях содержания общего имущества многоквартирного дома по ценам, установленным для населения.
В.Бабичев 28.06.2020
С 1 июля 2020 году в России начнется повсеместная обязательная установка интеллектуальных систем учета электрической энергии, которые будут сами передавать данные о потреблении электроэнергии и будут защищены от мошенников. Следить за учётом электроэнергии можно будет через мобильное приложение, которое связывается с прибором учета электроэнергии. Это позволит оценивать потребление энергии в разное время суток, сравнивать показания и делать выводы, которые помогут экономить ресурсы. Если Потребитель не платит по счетам , то могут отключить электроэнергию, не приходя к нему в квартиру или домовладение.
Пункт 5 статьи 37 ФЗ от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
"Гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию."
Пункт 6.3 статьи 23.1 ФЗ от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
"Расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, подлежат включению в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
Расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для приобретения, установки и замены приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), использование которых предполагается осуществлять для коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, в случаях, не указанных в пункте 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, не учитываются при государственном регулировании тарифов. Финансирование таких расходов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств, а также иных не запрещенных законом источников, в том числе средств, полученных в результате экономии операционных расходов, достигнутой гарантирующим поставщиком при осуществлении регулируемых видов деятельности.
Экономия средств, сохраненных в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в необходимой валовой выручке гарантирующего поставщика при установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, может быть использована для выплат по энергосервисным договорам (контрактам), на компенсацию расходов на приобретение и установку приборов учета электрической энергии, создание интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а также на иные цели в электроэнергетике, устанавливаемые Правительством Российской Федерации."
В.Бабичев 18.03.2020
В Определении от 3 сентября 2019 г. № 5-КГ19-105 Верховный Суд пришел к выводу, что отказ в содействии в истребовании доказательств возможен лишь в случаях, когда соответствующее доказательство не имеет отношения к гражданскому делу, по которому ведется разбирательство, либо не отвечает требованиям относимости и допустимости.Несовершеннолетние Екатерина, Григорий и Иван Щукины являются собственниками квартиры. В период с 23 марта по 10 апреля 2017 г. в доме, где она расположена, было проведено общее собрание собственников помещений. Общее количество голосов принявших участие в собрании составило чуть более 76% от общего числа голосов собственников. При этом при определении кворума, необходимого для принятия решений по каждому из вопросов повестки дня, собственники исходили из того, что 100% голосов составляют не голоса всех собственников,а голоса тех, кто принял участие в собрании.Отец несовершеннолетних Игорь Щукин в интересах своих детей обратился в суд с иском о признании недействительным решения общего собрания. Ответчиком по делу стала одна из инициаторов собрания Марианна Бентхен.
Игорь Щукин указал, что в соответствии с п. 1 ст. 46 Жилищного кодекса решения по вопросам, указанным в повестке, должны быть приняты большинством не менее двух третей от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а не от общего числа проголосовавших. Поэтому, по мнению истца, оспариваемые им решения общего собрания были приняты в отсутствие кворума. Истец также сослался на то, что в протоколе не содержатся сведения о площади помещений, принадлежащих лицам, проголосовавшим положительно. Дополнительно Игорь Щукин обратил внимание суда на тот факт, что копии решений и протокола общего собрания не были своевременно представлены в орган государственного жилищного надзора (Мосжилинспекцию). Это, как полагает истец, свидетельствует о нарушении процедуры подсчета голосов.В решении от 15 мая 2018 г. по делу № 02-0635/2018 (02-5580/2017) Головинский районный суд г. Москвы согласился с заявленными требованиями. В дальнейшем указанный акт был оставлен в силе Московским городским судом (апелляционное определение от 8 ноября 2018 г. по делу № 33-49444/2018).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не доказал наличие кворума при принятии решений общим собранием собственников. Районный суд также указал на то, что им самим «соответствующие доказательства не добыты». При этом первая инстанция отметила, что протокол общего собрания сам по себе не является документом, на основании которого может быть установлено количество присутствующих на собрании лиц, поскольку такие сведения в протокол вносятся на основании иных документов, по которым производится подсчет голосов, участвующих в собрании.При рассмотрении спора в кассационном порядке Верховный Суд обнаружил допущенные нижестоящими инстанциями существенные нарушения норм процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Проанализировав материалы дела, Верховный Суд установил, что Мосжилинспекция по запросу суда представила копии протоколов общих собраний, проведенных в многоквартирном доме, и ответ, в котором отрицался факт поступления в орган жилищного надзора протокола оспариваемого общего собрания. Поскольку Мосжилинспекция не представила в суд все запрашиваемые у нее документы, в том числе решения собственников, ответчик повторно обратился к суду с просьбой оказать содействие в истребовании доказательства наличия кворума, поскольку сам он не мог их получить. Однако обе инстанции в удовлетворении ходатайства отказали.
Высшая судебная инстанция напомнила, что ч. 1 ст. 57 ГПК РФ предоставляет суду полномочия по содействию в собирании и истребовании доказательств в случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно. По мнению Судебной коллегии,отказ в содействии в истребовании доказательств возможен лишь в случаях, когда соответствующее доказательство не имеет отношения к гражданскому делу,по которому ведется разбирательство, либо не отвечает требованиям относимости и допустимости. ВС подчеркнул, что, разрешая ходатайство об истребовании и исследовании доказательств, суд использует властные полномочия, которые в судебных стадиях гражданского судопроизводства имеются у него и отсутствуют у сторон.«Уклонившись от разрешения ходатайства об истребовании доказательств, имеющих основное значение для разрешения спора и разрешив спор по существу,суд первой инстанции тем самым создал неравные условия для стороны ответчика, лишив фактически сторону ответчика возможности представить доказательства, опровергающие доводы истца», – говорится в определении.
Коллегия по гражданским делам отметила, что в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК, действующей на момент принятия решения общего собрания, копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию и правление ТСЖ не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. После этого управляющая компания и правление ТСЖ обязаны направить копии указанных решений и протокола в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение 3 лет.Верховный Суд указал, что ответчик сообщала о надлежащем исполнении воей обязанности по представлению в управляющую организацию копий решений и протоколов общего собрания, которая, в свою очередь, направила копии данных документов в Мосжилинспекцию. Более того, как указано в определении, Марианна Бентхен представила суду апелляционной инстанции документы, подтверждающие факт получения Мосжилинспекцией копий соответствующих документов.
Однако, отметила коллегия, суд апелляционной инстанции не оценил указанные доказательства и при явной очевидности отсутствия у ответчика возможности подтвердить свою правовую позицию иным способом отказал в принятии доказательства, подтверждающего нахождение в Мосжилинспекции документов, касающихся общего собрания.ВС отметил, что Московский городской суд также нарушил разъяснения п. 29 Постановления Пленума от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства,регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» и не поставил на обсуждение вопрос о необходимости дополнительно истребовать из Мосжилинспекции документы, касающиеся оспариваемого общего собрания.Таким образом, Суд отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в Мосгорсуд.
Комментируя решение ВС, адвокат АП г.Москвы Анна Минушкина сообщила, что суды часто отказывают в удовлетворении ходатайств об истребовании доказательств, несмотря на то, что сторона обосновывает свою позицию невозможностью предоставить их самостоятельно. «В моей практике встречались случаи, когда суд, удовлетворяя ходатайство об истребовании доказательств, принимал решение без поступления ответа на судебный запрос, мотивировав это сроками рассмотрения дела и иными обстоятельствами», – поясняет адвокат. Анна Минушкина полагает, что рассматриваемое определение ВС послужит дополнительным аргументом при обосновании стороной необходимости удовлетворения ее ходатайства об истребовании доказательства.
Адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов рассказал «АГ», что он также неоднократно сталкивался с отказом суда ожидать ответ на ранее направленный судебный запрос. По его словам, обосновывая свою позицию, суды ссылаются на сроки рассмотрения дела. «Я разделяю позицию Верховного Суда. Раз уж Суд принял решение, что для рассмотрения дела необходимо получить те или иные сведения, то пока эти сведения не будут получены, при наличии объективной возможности их получения, обстоятельства не могут считаться изученными судом всесторонне. Я точно буду в своей практике использовать данное определение ВС РФ в будущем и наблюдать за действиями судей», – заключил адвокат.Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отметил,что суды часто выносят решения, не дожидаясь поступившего ответа на cудебный запрос, когда рассмотрение дела, по мнению судьи, уже слишком затянулось. «При этом судебные решения,вынесенные с такими нарушениями, апелляция и кассация оставляют в силе, считая данные нарушения несущественными»,– сообщил адвокат.
Илья Прокофьев считает, что мнение Верховного Суда, изложенное им в данном определении, должно «в очередной раз напомнить судам о базовых принципах судопроизводства и предотвратить повторение аналогичных судебных ошибок». Адвокат полагает, что данный случай следует включить в очереднойобзор судебной практики ВС.
Екатерина Коробка
Адвокатская газета. 24.09.2019