Вопросы и ответы.


О водоснабжении индивидуального жилого дома



Вопрос 1.Водоснабжающие организации продолжают выдвигать требования к собственникам жилых домов перенести счётчики холодной воды, установленные в соответствии с техническими условиями в жилом доме, в колодцы, на границы земельных участков домовладений. Имеют ли они право определять место установки счётчика?

Ответ. Нет, не имеют. Эти требования не соответствуют законодательным нормам водоснабжения жилых домов. Право определять место установки счётчика холодной воды правительство РФ предоставило собственнику жилого дома. Эта норма установлена в п.18(1) типового договора о подключении объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г.№645. Если собственник пожелает установить счётчик в колодце, то при заключении типового договора холодного водоснабжения, утверждённого постановлением Правительством РФ от 29.07.2013г. №645, он должен в письменном виде обратиться в водоснабжающую организацию с просьбой выдать соответствующие технические условия.

Вопрос 2. Каким законодательным актом регулируются отношения с водоснабжающей организацией, если при строительстве жилого дома необходима холодная вода?

Ответ. В данном случае его отношения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644. В п.81 Правил установлено, что с водоснабжающей организацией заключается договор. Условия и срок действия такого договора определяются в соответствии с соглашением сторон. Следовательно, правовые нормы типовых договоров водоснабжения и технологического подключения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. №645, на данные отношения не распространяются. Обращаю вниманию, что в отношении строящегося объекта собственник обязан установить приборы учета воды в точке присоединения к централизованным системам холодного водоснабжения. После ввода в эксплуатацию жилого дома заключается договор о технологическом присоединении, в последующем заключается договор холодного водоснабжения в соответствии с правовыми нормами постановления Правительства РФ от 29.07.2013г.№645.

Вопрос 3. Обязан ли собственник жилого дома вырыть колодец на границе земельного участка при организации технологического подключения жилого дома к централизованной системе холодного водоснабжения?

Ответ. Обязан.Технологическое подключение жилого дома к системе централизованного холодного водоснабжения осуществляется по правовым нормам типового договора о подключении объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г.№645. В п.18(1) установлено:

В течение 20 рабочих дней с даты заключения настоящего договора заявитель (собственник) представляет исполнителю следующие документы, содержащие исходные данные для проектирования подключения: план колодца, подвального помещения (техподполья) или иного помещения (иных помещений) проектируемого (существующего) объекта капитального строительства с указанием места водопроводного ввода и узла учета холодной воды.

Следовательно, водоснабжающая организация выдаёт технические условия для строительства колодца и технические условия на место установки счётчика воды в помещении, указанном собственником. Из буквального толкования этой императивной правовой нормы следует, что план колодца необходим для определения точки технологического присоединении домовладения к системе водоснабжения, а план помещения - для места узла учета холодной воды.

В случае непредставления заказчиком в указанные сроки документов, содержащих исходные данные для проектирования подключения, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке.

Водоснабжающая организация не имеет права самостоятельно принять решение о проектировании подключения места установки счётчика воды в колодце.

Вопрос 4. Как водоснабжающая организация может осуществлять контроль объемов поданной воды в жилой дом?

Ответ. В целях контроля объемов поданной воды водоснабжающая организация вправе использовать контрольные приборы учета холодной воды. Об использовании такого прибора учета обязана уведомить собственника жилого дома. Водоснабжающая организация устанавливает контрольный прибор учета холодной воды на своих сетях. Водоснабжающая организация не имеет права требовать от собственника допуска на территорию домовладения для установки контрольного прибора. Данные правовые нормы установлены в п.13 Правил организации коммерческого учёта воды, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 №776.

Вопрос 5.Может ли водоснабжающая организация требовать перенос прибора учёта воды из домовладения за границу земельного участка на водопровод, построенный собственником жилого дома?

Ответ. Согласно правовым номам п.12 типового договора холодного водоснабжения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г.№645, прибор учёта может быть установлен на водопроводных сетях, принадлежащих ему на праве собственности, или на ином законном основании. Факт строительства собственником жилого дома водопроводных сетей за пределами своего земельного участка не делает его собственником этих сетей. Эти сети могут перейти в его собственность только после регистрации в Едином государственном реестре недвижимого имущества. Следовательно, если собственность на водопровод не зарегистрирована в Реестре, то водоснабжающая организация не имеет права требовать с собственника жилого дома установить на нём прибор учёта холодной воды.

Вопрос 6. Обязана ли жилищная инспекция реагировать на жалобы в связи с требованиями водоснабжающих организаций обязать граждан перенести прибор учёта воды из помещения в колодец?

Ответ. В соответствии с п.7 ст.20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами Правил предоставления коммунальных услуг собственникам жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 (далее Правила№354).

В части 6 п. 2 Правил №354 установлено, что индивидуальные приборы учёта могут устанавливаться «на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение, при наличии технической возможности ...», если, в соответствии с п. 81 Правил №354, техническая возможность установки индивидуального прибора в жилом доме (домовладении) определена по критериям, установленным в Приказе Минстроя РФ от 28 августа 2020г. №485/пр (далее Приказ №485) «Об утверждении критериев наличия, (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта …».

Прибор учёта следует перенести в колодец, если установлены критерии невозможности установки прибора учёта в помещениях домовладения.

Водоснабжающая организация требует перенос прибора учёта в колодец независимо от наличия критериев возможности установки в данном месте, без составления акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального прибора учета.

В п.7.2.3 свода правил СП 30.13330.2016 «СНиП2.04.01-85*. Внутренний водопровод и канализация зданий» (утв. Приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. № 951/пр) установлено, что только при невозможности установки прибора учёта в здании прибор учёта может быть установлен в колодце.

Других законодательных актов, требующих перенести установленный прибор учёта в колодец или иное место, независимо от наличия критериев возможности нахождения прибора учёта в данном месте, не существует.

Нарушается право собственника определить место установки прибора учёта в помещении домовладения установленное в п.18(1) типового договора о подключении объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г.№645

Право выбора абонентом места установки индивидуального прибора учёта определено в п.2 ст.1 ЖК РФ. Законодатель установил, что граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Составной частью жилищных прав является право на получение коммунальных услуг (п. 5 ст. 2 ЖК). Публичный договор даёт право устанавливать счётчик не только на границе эксплуатационной ответственности (колодце), но и в помещениях домовладения.

В статье 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг.

Жилищная инспекция обязана проверить законность требований водоснабжающей организации по переносу прибора учёта из помещения домовладения в колодец.

В.Бабичев

Почему первые запорно-регулирующие краны на отводах стояков в вашей
квартире относят к общему имуществу дома




Если Вы сомневаетесь, что первые запорно-регулирующие краны на отводах стояков в вашей квартире входят в состав общего имущества дома, согласно первого абзаца пункта 5 Правил содержания общего имущества дома, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, то Вам следует обратить внимание на следующее. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2).

В соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р утвердило перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил). Он включает СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий», предусматривающие установку запорной арматуры на внутренних водопроводных сетях холодного и горячего водоснабжения, в том числе на ответвлениях в каждую квартиру, обеспечивающей плавное закрывание и открывание потока воды (пункты 10.4,10.5), а также СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», которые относят к газовому оборудованию арматуру трубопроводную запорную, используемую в качестве составных элементов газопровода и предписывает устанавливать отключающие устройства перед бытовыми газовыми приборами,плитами (пункт 7.9).

Из приведенных норм следует, что первые отключающие устройстваи запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводкиявляются элементами внутридомовых инженерных систем, предназначенных для выполнения функций горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения,а также безопасности помещений многоквартирного дома. Обеспечивая подачу коммунальных ресурсов от сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, указанные элементы изменяют параметры и характеристики внутридомовых инженерных систем, тем самым осуществляя влияние на обслуживание других помещений многоквартирного дома.Факт нахождения указанного оборудования в квартире не означает, что оно используется для обслуживания исключительно данного помещения.

В.Бабичев

27.03.2013г.

Когда батарею отопления в квартире относят к общему имуществу дома



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАС09-547
г. Москва «24» ноября 2009 г.
  Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Федина А.И., членов коллегии Пелевина Н.П., Манохиной Г.В., с участием прокурора Масаловой Л.Ф.рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дьяченко Инны Валерьевны, Доронина Сергея Владимировича о признании частично недействующим п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006г. № 491 по кассационной жалобе Доронина СВ. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009г., которым в удовлетворении заявления отказано.Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила: в соответствии со ст.ст. 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила).В соответствии с п. 6 Правил в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.Дьяченко И.В., Доронин СВ. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим п. 6 Правил, в части отнесения находящихся в квартире собственника приборов отопления к общему имуществу многоквартирного дома.В подтверждение заявленного требования указали, что Правила, в оспариваемой части, противоречат п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности в числе других механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения.

Расположенные в квартире собственника приборы отопления индивидуализированы и обслуживают одно конкретное помещение, поэтому не могут быть отнесены к общему имуществу многоквартирного дома.Правила, в оспариваемой ими части, ограничивают право собственника (потребителя) совершить распорядительные действия по отказу от собственности, по одностороннему расторжению договора электроснабжения в порядке ст.ст. 546 и 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также право потребителя на односторонний отказ от исполнения договора оказания услуг, гарантированного ст. 32 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009г. в удовлетворении заявления отказано. В кассационной жалобе Доронин С.В. просит об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Полагает, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законодательству.Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене решения Верховного Суда Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что п. 6 Правил не противоречит действующему законодательству, и не нарушает прав и законных интересов заявителей.Жилищным кодексом Российской Федерации закреплено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39).   Правительство Российской Федерации, исходя из полномочий предоставленных ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии ч. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственники квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. При таких данных, правомерен вывод суда о том, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения и п. 6 Правил не противоречит вышеприведённым законоположениям. Подпунктом «д» п. 2 Правил определено, что в состав общего имущества включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Согласно п. 5 Правил в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков,указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.Суд, проанализировав положения п. 6 Правил во взаимосвязи с пп. «д» п. 2 и п. 5 этих Правил, пришел к правильному выводу о том, что в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.д.).

Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления,байпас обслуживают одну квартиру, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке (ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации). Правомерен является вывод суда о том, что системное толкование п. 6 Правил не дает оснований для вывода о том, что обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, включаются в состав общего имущества собственников многоквартирного дома. Довод в кассационной жалобе о неясности и двояком толковании п. 6 Правил противоречит содержанию решения суда.Не опровергают вывода суда о законности п. 6 Правил ссылки в кассационной жалобе на положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», ст.ст. 26, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку эти законоположения не регулируют вопросы, касающиеся состава общего имущества многоквартирного дома.Утверждение в кассационной жалобе о том, что суд по собственной инициативе рассмотрел вопрос о переустройстве жилого помещения, не соответствует материалам дела. Из решения суда усматривается, что судом разрешено требование о признании недействующим п. 6 Правил.

То обстоятельство, что в мотивировочной части решении суда дана ссылка на ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации не свидетельствует о разрешении судом не заявленного требования.Ошибочными являются и доводы в кассационной жалобе о неправильном применении и истолковании судом норм материального права. Суд, проанализировав положения федерального законодательства, регулирующего правоотношения содержания общего имущества в многоквартирном доме, правильно истолковал смысл оспоренного нормативного положения, пришел к обоснованному выводу о том, что п. 6 Правил не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителей. С учетом изложенного, не имеется оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального права.В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется. Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила: решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009г. оставить без изменения, кассационную жалобу Доронина С.В. – без удовлетворения.

Какой порядок перевода жилого помещения в нежилое.



Вопрос.Можно ли перевести квартиру в нежилое помещение без согласия собственников многоквартирного дома?

Ответ.Нет.Необходим протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Вопрос.Возможен ли перевод квартиры в нежилое помещение, если собственники квартир, примыкающих к переводимому помещению не согласны на перевод жилого помещения в нежилое помещение?

Нет.Необходимо согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Вопрос.Какие квартиры следует считать примыкающими к переводимому помещению ?

Ответ.Примыкающими к переводимому помещению признаются помещения, имеющие общую с переводимым помещением стену или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением.

Вопрос.Как оформляется согласие собственников примыкающих квартир на перевод?

Ответ.Согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение оформляется собственником помещения, примыкающего к переводимому помещению, в письменной произвольной форме, позволяющей определить его волеизъявление. В этом согласии указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица - собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, паспортные данные собственника указанного помещения, номер принадлежащего собственнику указанного помещения, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанное помещение.

Ворос.Какой должен быть кворум на общем собрании для принятия решения?

Ответ.Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение правомочно при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов таких собственников;

Если в доме один подъезд,то в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме должны принять участие собственники помещений или их представители,обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме.

Вопрос.Каким числом голосов принимается решение на перевод жилого помещения в нежилое?

Ответ.Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение принимается:

1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда - большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в этом собрании собственников помещений в многоквартирном доме при условии голосования за принятие такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающими большинством голосов от общего числа голосов таких собственников, принимающих участие в этом собрании;

2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда - большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в этом собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

В.Бабичев

16.08.2019г.

О общем собрании собственников многоквартирного дома



1.Вопрос.Кто может быть инициатором общего собрания собственников?

Общее собрание может быть созвано:
- по инициативе любого собственника помещения в данном доме (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ);
- по инициативе управляющей организации, заключивший договор управления с собственниками данного МКД (ч.7 ст.45 Жилищного Кодекса РФ);
- органом местного самоуправления (по вопросам, отнесенным к его компетенции);
- управляющей организацией,ТСЖ,ЖК,ЖСК по письменному обращению собственников,обладающих не менее чем 10% общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч.6 ст.45Жилищного Кодекса РФ).

2.Вопрос. В какой срок по обращению 10% собственников управляющая организация должна организовать проведение ОСС?

По обращению собственников УК, ТСЖ или ЖСК обязаны организовать проведение общего собрания в течение 45 дней с момента поступления обращения, уведомив о проведении собрания каждого собственника в доме, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме.

3.Вопрос. Что входит в обязанности инициатора собрания?

Инициатор собрания обязан:
- направить каждому собственнику помещения заказным письмом, если решением общего собрания собственников не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручить каждому собственнику под роспись либо разместить в помещении, определенном таким решением и в доступном для всех собственников помещений сообщение о проведении общего собрания собственников не позднее чем за 10 (десять) дней до даты его проведения (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ);
- довести до сведения собственников помещений итоги голосования и решения, принятые общим собранием (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ).

4.Вопрос. В каких случаях орган местного самоуправления инициирует проведение общего собрания собственников помещений в МКД?

Орган местного самоуправления вправе инициировать общее собрание собственников в доме в случаях:
- если муниципальное образование имеет на праве единоличной собственности жилое или нежилое помещение в данном доме;
- созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято (ч.6 ст.161 ЖК РФ).
- орган местного самоуправления вправе созвать общее собрание собственников помещений, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании совета многоквартирного дома, в том числе председателя Совета данного дома (ст. 161.1 ЖК РФ);
- не позднее, чем за месяц до окончания срока действия договора управления, заключенного по результатам конкурса;
- для расторжения договора с управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления домом если орган местного самоуправления на основании обращения собственников, председателя Совета дома, органов управления ТСЖ, ЖК, выявит невыполнение управляющей организацией условий договора управления (ч.1.1. ст.165ЖК РФ);
- если решение собственниками в доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не было принято - не позднее, чем за месяц до окончания срока, установленного ч. 5,6 ст. 170 ЖК РФ.

5.Вопрос. Как часто можно проводить общее собрание собственников в многоквартирном доме?

В соответствии со статьей 45 ЖК РФ годовое общее собрание должно проводиться не реже одного раза в год в течение второго квартала года. В это время управляющая компания заканчивает подготовку отчета по выполнению договора управления и подготовку планов работы на следующий год. Внеочередное общее собрание может созываться в любое время по инициативе любого собственника помещения или управляющей организации, которые обязаны уведомить всех собственников в доме о проведении такого собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения.

6.Вопрос.Какие существуют формы проведения общего собрания собственников?

В соответствие со ст.44.1 Жилищного Кодекса РФ существуют три формы проведения общего собрания:
– в форме очного голосования (совместное присутствие собственников помещений в определенном месте для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование). При этом решения принятые собственниками при голосовании оформляются в письменной форме. Решения и протокол общего собрания являются официальными документами (п.1 ст.46 ЖК РФ, пп.ж) п.20 Приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 №44/пр);
- в форме заочного голосования. При котором письменные решения собственников по вопросам, поставленным на голосование передаются в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении собрания. Принявшими участие в собрании, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема;
- в форме очно - заочного голосования путем очного обсуждения вопросов повестки дня и принятие письменных решений по вопросам, поставленным на голосование, путем передачи письменных решений в установленный срок и место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении собрания. Число собственников присутствующих на очной части не влияет на общий итог голосования по повестке собрания, т.к. на очной части решения не принимаются.

7.Вопрос.В чем отличие заочной формы проведения ОСС от очно - заочной?

Очно-заочная форма проведения ОСС предполагает обсуждение вопросов повестки дня с теми собственниками или их представителями, которые присутствуют на очной части и с переходом сразу же к заочному голосованию без предварительного уведомления об этом собственников.При этом в сообщении о проведении ОСС указываются дата проведения очной части собрания и сроки проведения заочного голосования.При проведении собрания в заочной или очно-заочной форме вместе с уведомлением каждому собственнику направляются бланки решений по вопросам повестки дня и информация, необходимая для принятия решения.

8.Вопрос.Как правильно уведомить собственников о проведении общего собрания?

Статья 45 Жилищного Кодекса РФ определяет, что сообщение о проведении собрания должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме:
- заказным письмом. Отправлять уведомления о проведении собрания лучше всего заказным письмом с описью вложения, чтобы в дальнейшем собственники, не принявшие участие в общем собрании, не смогли объяснить свое отсутствие ненадлежащим их уведомлением. Это нужно обязательно сделать в отношении собственников, которые сдают свои квартиры или просто там не живут;
- вручено каждому собственнику под роспись. В этом случае для подтверждения факта уведомления собственника о предстоящем собрании используйте Реестр вручения уведомлений собственникам о проведении общего собрания;
- размещено в помещении дома, доступном для всех собственников, если такое решение уже принималось общим собранием. Если такой вопрос собственники ранее не рассматривали и решение о месте вывешивания сообщения о собрании не принимали, то размещать объявление в подъездах или в других общедоступных помещений нельзя. Если такое решение было ранее принято, то размещаем сообщение о предстоящем общем собрании в общедоступных помещениях на специально оборудованных местах.

В.Бабичев

Жилое помещение по договору социального найма



1.Вопрос.Какой договор заключают граждане при социальном наёме жилого помещения?

Договор социального найма жилого помещения предусматривает простую письменную форму, который должен заключаться путем составления документа, подписанного обеими сторонами. Однако заключение такого договора будет осуществляться уже не на основании ордера, а на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения в жилищном фонде социального использования (ст. 57 ЖК). Постановление Правительства РФ от 21 мая 2005 г. № 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения".

2.Вопрос.Как оплачивает «Содержание жилого помещения» гражданин,проживающий по договору соцнайма?

Гражданин,проживающий по договору соцнайма оплачивает «Содержание жилого помещения» по расценкам, установленным Администрацией муниципального образования. В г.Ростове действует Постановление №884 от 07.08.2014г. «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения».

Статья 155 ЖК:

«4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке».

3.Вопрос.Имеет ли право управляющая организация требовать с гражданина,проживающего по договору соцнайма плату за плановый текущий ремонт?

Нет. В статье 154 ЖК РФ установлено,за какие жилищно-коммунальные услуги вносится плата:
«1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения,включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме)».

4.Вопрос.Имеет ли право управляющая организация требовать плату с гражданина,проживающего по договору соцнайма за покупку общих приборов учёта коммунальных ресурсов?

Нет.В 261 ФЗ «Об энергосбережении...» законодатель установил,что это обязанность собственика помещения.
В договоре соцнайма установлено:
«5. Наймодатель обязан:
б) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение;»

5.Вопрос.Кто проводит капитальный ремонт (замену) санитарно-технического оборудования, находящегося в муниципальной квартире?

Капитальный ремонт проводит наймодатель.
Статья 66 ЖК РФ. Ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма.
"2.При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме,....".

6.Вопрос.Какие права имеют члены семьи нанимателя?

В соответствии с п.2 ст.69 ЖК РФ :
«2. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
3. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения».

В.Бабичев

О грубых нарушениях лицензионных требований УО



Сергей Иванович, проживающий в г.Ростове-на-Дону задаёт вопрос:
Какие нарушения в деятельности управляющей организации по управлению многоквартирным домом следует относить к грубым нарушениям и какое следует за это наказание?

Определения грубых нарушений лицензионных требований даны в Положении о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".

К грубым нарушениям лицензионных требований относятся:
1. Нарушение лицензионного требования в части оказание услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
2. Нарушение лицензионного требования в части непроведения управляющей организацией (УО) испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах.
3. Нарушение лицензионного требования в части незаключения в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов.
4. Нарушение лицензионного требования в части незаключения УО в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
5. Нарушение лицензионного требования в части наличия у УО признанной ею или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом.
6. Нарушение лицензионного требования в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством РФ, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов.
7. Нарушение лицензионного требования в части непрекращения УО деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта РФ.
8. Нарушение лицензионного требования в части нарушения УО требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".

В соответствии со статьёй 14.1.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за грубое нарушение лицензионных требований, к которым относятся:
- незаключение договоров на обслуживание общего газового оборудования;
- отказ передачи технической документации;
- непрекращение УО деятельности по управлению МКД при исключении МКД из реестра лицензии,
из реестра лицензий подлежат исключению сведения обо всех многоквартирных домах, которыми управляет УО.

При повторном совершении УО в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за грубое нарушение других лицензионных требований, из реестра лицензий подлежат исключению сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения были совершены.

В.Бабичев

О техническом обслуживании газового оборудования



1. Какой правовой акт устанавливает порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования газового оборудования?

Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2013г. №410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее Правила №410).

2.Обязаны ли граждане и исполнители коммунальных услуг заключать договоры на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования и общедомого газового оборудования?

Граждане обязаны заключить договор на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования. Исполнители жилищно-коммунальных услуг заключают договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования.

3.С кем заключается договор на техническое обслуживание газового оборудования?

Договор заключается с любой специализированной организацией, которая соответствует требованиям, установленным Правилами №410. Газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа по договору с поставщиком газа, Решением Верховного суда РФ от 10.12.2013 №АКПИ13-826 лишена исключительного права осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

4.На какой срок заключается договор?

Договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заключается в письменной форме на срок не менее 3 лет и вступает в силу со дня его подписания последней из сторон этого договора. Цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

5.Предусмотрено ли наказание за отсутствие договора на техническое обслуживание газового оборудования?

Уклонение от заключения договора о техническом обслуживании или отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Действия (бездействие), приведшие к аварии или возникновению непосредственной угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (КоАП РФ ст.9.23).

6.Как часто необходимо обслуживать газовое оборудование?

Техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования осуществляется не реже 1 раза в 1 год с учётом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования,предусмотренного приложением к Правилам №410.

7.Обязан ли исполнитель заранее уведомить Заказчика о проведении технического обслуживания?

Исполнитель обязан уведомить способом, предусмотренным договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а если такой способ не указан в договоре, средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заказчиком такого уведомления, о дате, времени и перечне работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не позднее чем за 20 дней до их проведения.

8.Какие работы проводятся при техническом обслуживании?

Техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования включает в себя:
- проверку герметичности соединений и отключающих устройств (приборный метод, обмыливание);
- проверку работоспособности и смазку отключающих устройств;
- разборку и смазку кранов;
- регулировку процесса сжигания газа на всех режимах работы, очистку горелок от загрязнений;
- проверку работоспособности устройств, позволяющих автоматически отключить подачу газа при отклонении контролируемых параметров за допустимые пределы, ее наладку и регулировку;
- инструктаж потребителей газа по безопасному использованию газоиспользующего оборудования (Приказ Минстроя РФ №1614 от 05.12.2017) с передачей (непосредственно после проведения инструктожа) инструкции по безопасному использованию газа. Факт передачи инструкции и проведения инструктожа фиксируется в акте,подписываемом Заказчиком и Исполнителем.
 Исполнитель работ обязан обеспечить Заказчику возможность ознакомиться с нормативно-технической документацией,регламентирующей проведение технологических операций,входящих в состав работ и услуг по техническому обслуживанию.

9.Чем подтверждается выполнение работ при обслуживании газового оборудования?

Выполнение работ (оказание услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ, составляемым в 2 экземплярах - по одному для каждой из сторон этого договора (заказчика и исполнителя), подписываемым сотрудником исполнителя, непосредственно проводившим работы, и заказчиком. Акт содержит следующую информацию:
а) дата, время и место составления акта;
б) наименование исполнителя, выполнившего работы (оказавшего услуги) с указанием фамилии, инициалов и должности сотрудника (сотрудников) исполнителя, непосредственно выполнявшего работы (оказывавшего услуги);
в) наименование заказчика - юридического лица (фамилию, имя, отчество заказчика - физического лица);
г) реквизиты (номер и дата заключения) договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования, во исполнение которого осуществлялось выполнение работ (оказание услуг); д) перечень выполненных работ (оказанных услуг);
е) дата и время выполнения работ (оказания услуг).
 В случае отказа заказчика от подписания акта об этом делается отметка в акте с указанием причины отказа (если таковые были заявлены). Заказчик вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов выполнения работ, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте. Второй экземпляр акта вручается заказчику (его представителю), а в случае его отказа принять акт - направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.

10.В каких случаях исполнитель работ обязан незамедлительно осуществить приостановление подачи газа без предварительного уведомления?

В случае поступления исполнителю информации о наличии угрозы возникновения аварии, утечек газа или несчастного случая исполнитель обязан незамедлительно осуществить приостановление подачи газа без предварительного уведомления об этом заказчика. О наличии указанной угрозы свидетельствуют следующие факторы:
а) отсутствие тяги в дымоходах и вентиляционных каналах;
в) неисправность или вмешательство в работу предусмотренных изготовителем в конструкции газоиспользующего оборудования устройств, позволяющих автоматически отключить подачу газа при отклонении контролируемых параметров за допустимые пределы при невозможности незамедлительного устранения такой неисправности;
г) использование внутриквартирного газового оборудования при наличии неустранимой в процессе технического обслуживания утечки газа;
д) пользование неисправным, разукомплектованным и не подлежащим ремонту внутриквартирным газовым оборудованием;
е) несанкционированное подключение внутриквартирного газового оборудования к газораспределительной сети.

11.В каких случаях исполнитель работ вправе приостановить подачу газа с предварительным уведомлением?

Исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением Заказчика в следующих случаях:
а) отказ Заказчика 2 и более раз в допуске специализированной организации для проведения работ по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования;
б) отсутствие договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования.
 До приостановления подачи газа Исполнитель обязан направить Заказчику 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Приостановление подачи газа осуществляется не ранее чем через 40 дней после направления 1-го уведомления и не ранее чем через 20 дней после направления 2-го уведомления.

В.Бабичев

О непредставлении показаний приборов учёта



1.Как определяется плата за коммунальный ресурс в случае непредставления показаний прибора учёта?

В случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период плата определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса , определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев. ( пп. б) пункт 59 Правил предоставления коммунальных услуг (далее - Правил)).

2.Как определяется плата за коммунальный ресурс, если показания прибора учёта не представлялись более 3 месяцев?

Расчёт платы производится начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд. По истечении предельного количества расчетных периодов плата за коммунальные услуги потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчетный период определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.Повышающий коэффициент 1.5 в данном случае не применяется.

3.Обязан ли исполнитель провести проверку прибора учёта, если его показания не были представлены?

При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести проверку и снять показания прибора учета. (пункт 84 Правил).

4.Обязан ли исполнитель произвести перерасчёт платы за коммунальный ресурс по показанию прибора учёта, если потребитель не передал показания прибора, а в ходе проводимой исполнителем проверки будет установлено, что он исправен?

Нет,не обязан. Положение пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг на этот случай не распространяется. Данная норма применяется, когда потребитель передал исполнителю показание прибора учёта за расчётный период (месяц), предшествующий проверке, и в случае расхождения между показаниями проверяемого прибора учета исполнитель предъявит требование о доначислении платы за предоставленный потребителю коммунальный ресурс либо уведомление о размере платы за коммунальный ресурс, излишне начисленной потребителю.

5.Обязан ли Исполнитель осуществлять проверки состояния индивидуальных приборов учёта и снимать с них показания?

Исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители). Проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца (пункты 82,83 Правил).
в) осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета) (пп. е(1)) пункт 31 Правил).

6.Распространяются ли эти нормы на ресурсоснабжающие организации?

Если ресурсоснабжающая организация расторгла договор ресурсоснабжения с управляющей организацией или собственники помещений МКД решили заключить договор непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, то она становится исполнителем коммунальной услуги и на неё распространяются нормы Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

В.Бабичев

О товариществе собственников жилья



1. Как стать членом ТСЖ?

Согласно ч. 2 ст. 30 Конституции РФ и ч. 1 ст. 143 ЖК РФ, членство в ТСЖ добровольное, возникает на основании заявления собственника жилого или нежилого помещения о приеме в члены ТСЖ. Для вступления в члены ТСЖ не нужно согласие общего собрания членов ТСЖ.

2.Обязаны ли граждане при покупке квартиры вступать в созданное в многоквартирном доме ТСЖ?

Нет, не обязаны, поскольку согласно ч. 2 ст. 30 Конституции РФ, членство в любом объединении, в том числе в ТСЖ, добровольное.

3.Имеет ли право член ТСЖ или собственник помещения,не являющийся членом ТСЖ, требовать заключение письменного договора о предоставлении коммунальных услуг?

Фактом предоставления коммунальных услуг считается заключение договора путем совершения конклюдентных действий. Если собственник жилого помещения выразит желание заключить договор в письменном виде, то ему не может быть отказано.
В соответствии с п. 9 б) Правил предоставления коммунальных услуг товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме,как являющемуся, так и не являющемуся его членом, в заключении письменного договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг (Определение ВС РФ от 21.11.2017 №5-КГ17-207).

4.Как выйти из состава ТСЖ?

Согласно ч. 3 ст. 143 ЖК РФ, членство в ТСЖ прекращается в случаях, если:
- член ТСЖ подал заявление о выходе из членов товарищества;
- член ТСЖ утратил право собственности на помещение (продал, подарил).

5.Кто принимает решения по вопросам деятельности ТСЖ и управления многоквартирным домом?

Как установлено ст.ст. 144, 145 и 147 ЖК РФ, в ТСЖ органами управления являются:
- общее собрание членов ТСЖ - высший орган управления, который решает все важнейшие вопросы деятельности ТСЖ и управления домом;
- Правление ТСЖ - выборный орган, который избирает из своего состава председателя правления ТСЖ если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества. Правление ТСЖ обязано ежегодно отчитываться перед общим собранием членов ТСЖ.

6.Как формируется Правление ТСЖ?

Согласно ч. 2 ст. 145 и ч. 2 ст. 147 ЖК РФ, члены правления товарищества собственников жилья выбираются из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.Членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность 1 в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.Периодичность заседания правления ТСЖ определяется уставом.

7.Кто может стать председателем правления ТСЖ?

Согласно ч. 2 и 3 ст. 147 ЖК РФ, председателем правления товарищества может быть собственник помещения, являющийся членом ТСЖ и членом правления ТСЖ.

8.Какие документы обязаны предоставить Председатель и Правление ТСЖ для ознакомления членам ТСЖ и не членам ТСЖ?

Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:
- устав товарищества, свидетельство о государственной регистрации товарищества;
- реестр членов товарищества;
- бухгалтерская отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год;
- заключения ревизионной комиссии товарищества;
- документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
- протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
- документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
- техническая документация на многоквартирный дом.

9.Может ли Председатель ТСЖ получать зарплату за свою деятельность?

По общему положению в РФ заработную плату работник получает путем оформления трудового договора. В ЖК РФ установлено, что член Правления товарищества собственников жилья не может работать в том же ТСЖ по трудовому договору.Следовательно, Председатель не имеет право осуществлять свою деятельность по трудовому договору. Председатель работает за вознаграждение, установленное общим собранием членов ТСЖ.

10.Какую ответственность несет Председатель Правления и члены Правление ТСЖ в случае каких-либо нарушений в хозяйственной деятельности?

В полномочия Председателя ТСЖ входит участие в хозяйственной деятельности от имени юрлица. На него распространяются положения статьи 53.1 ГК РФ об ответственности за ущерб, причиненный самому ТСЖ. Председатель Правления несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей он действовал недобросовестно или неразумно.Ответственность, предусмотренную настоящей статьёй, несут также члены Правления, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков.В случае совместного причинения убытков ТСЖ они обязаны солидарно возместить убытки.

11.Можно ли создать товарищество на несколько многоквартирных домов?

Чтобы создать товарищество на несколько многоквартирных домов необходимо выполнить одновременно три условия:
- МКД должны быть расположены на оформленных земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре сведениями - имеют общую границу;
- в пределах оформленных земельных участков должны быть сети инженерно-технического обеспечения и прочие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в соседних МКД;
- решение о создании многодомового товарищества должно быть принято в каждом многоквартирном доме отдельно. За принятие данного решения должно проголосовать не менее 2/3 голосов от 100% собственников МКД.

В.Бабичев

О эксплуатации электрических счётчиков



1.Какие изменения произошли в законодательстве при получении жителями коммунальной услуги по электроснабжению?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 №950 с 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к электроснабжающим организациям: гарантирующему поставщику в многоквартирных домах и к сетевым организациям в частной жилой застройке. Потребители перестают нести затраты на приобретение и установку электросчётчиков, также с потребителя снимается вся ответственность за их обслуживание и поверку. За потребителем остается обязанность следить за сохранностью прибора учета, если он установлен в его зоне ответственности (например, в квартире или на земельном участке, где стоит частный дом). Затраты, которые ранее несли потребители, теперь будут нести гарантирующие поставщики и сетевые организации.

2.К кому следует обращаться, если электрический счётчик поломался либо истёк срок интервала между поверками и как в этих случаях оплачивается электроэнергия?

При обнаружении потребителем неисправности электрического счётчика, в том числе внешних повреждений, или истечения срока интервала между поверками потребителю следует обратиться в электроснабжающую организацию. Потребители, проживающие в многоквартирных домах, обращаются к гарантирующему поставщику, а жители жилых домов - в сетевую организацию.Платёж рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям электросчётчика за период не менее 6 месяцев. Расчётный период начинается с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с месяца, в котором наступили указанные события, до даты, когда был введён электросчётчик в эксплуатацию.

3.В какие сроки электроснабжающие организации обязаны провести установку (замену) электросчётчиков ?

Установка (замена) электрических счётчиков должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком или сетевой организацией не позднее 6 месяцев:
- с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета;
- с даты получения обращения потребителя об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе электросчётчика из строя;
- с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности электросчётчика в ходе проведения его проверки.

4.Какие электросчётчики будут устанавливать потребителям электроснабжающие организации?

В случае выхода электросчётчиков из строя с 1 июля 2020 года сетевые организации и гарантирующие поставщики будут устанавливать "простые" приборы учета, но притом могут на свое усмотрение поставить интеллектуальные. С 1 января 2022 года установке подлежат только интеллектуальные приборы учета. Выбор прибора учета потребителями не предусмотрен.

5.Кто обязан обеспечить сохранность приборов учета электрической энергии, установленных гарантирующим поставщиком на площадках лестничных клеток, в коридорах в отношении жилых и нежилых помещений?

Гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных приборов учета электрической энергии (иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии), установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме.

6.Какую ответственность несут гарантирующий поставщик и сетевые организации, если в установленный срок не установили и не ввели в эксплуатацию электросчётчик?

Стоимость коммунальных услуг по электроснабжению, предоставляемых потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на величину, равную 20 процентам стоимости коммунальных услуг по электроснабжению за каждый месяц со дня получения претензии от потребителя, до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию. Начиная с 4-го месяца со дня получения претензии от потребителя величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению составляет 40 процентов стоимости таких услуг вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.

7.Какие функции выполняет интеллектуальный электросчётчик?

1.Передаёт автоматически данные об объёмах электроэнергии с помощью сотовой связи или через интернет в электроснабжающую организацию.Позволяет потребителю следить онлайн за его показаниями.
2.Фиксирует уровень напряжения и частоту, позволяя таким образом потребителям следить за качеством электроэнергии. Если вдруг в результате перепада напряжения вышла из строя бытовая техника, то данные об этом будут записаны в системе и станут доказательством произошедшего.
3.Предоставляет возможность дистанционной смены тарифа без замены прибора учета (существуют три группы тарифов на электроэнергию, разделенные в зависимости от времени потребления в течение суток.
4.Возможность полного или частичного ограничения подачи электроэнергии, а также ее возобновления.

В.Бабичев

Каков срок службы отечественных лифтов?



Согласно пункту 22 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», управляющая организация обязана обеспечивать надлежащее выполнение работ по содержанию и ремонту лифтов в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктами 40, 42 раздела IV Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, собственники помещений вправе требовать от управляющей организации устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения, а управляющая организация и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Обязательные для применения и исполнения требования к лифтам установлены техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» (далее – Технический регламент). Согласно пункту 5 статьи 4 Технического регламента, вступившего в силу 15 февраля 2013 г., при отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу Технического регламента, сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.

Пунктом 4 статьи 6 Технического регламента установлено, что оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев испытательной лабораторией (центром). Таким образом, экспертную оценку состояния лифтов дает аккредитованная испытательная лаборатория (центр). На основании результатов обследования согласно пункту 5.3 статьи 6 Технического регламента оформляется заключение, содержащее: условия и возможный срок продления использования лифта; рекомендации по модернизации или замене лифта. На основании изложенного, для решения вопросов, связанных с неудовлетворительным состоянием и обслуживанием лифтов, в том числе в целях подачи заявки в аккредитованную испытательную лабораторию (центр), Вам следует обращаться в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом.

При этом разъясняем, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ вопросы выявления и пресечения нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, относятся к компетенции органов государственного жилищного надзора.

При ненадлежащем выполнении управляющей организацией работ, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», Вы вправе обратиться в Государственную жилищную инспекцию Вашего региона проживания.

В порядке информирования сообщаем, что в соответствии с принятыми федеральными законами от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» реализация полномочий Ростехнадзора по государственному контролю (надзору) в отношении технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» прекращена.

Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора.
08.06.2022  https://www.gosnadzor.ru

Почему балконную плиту относят к общему имуществу дома?



Если Вы сомневаетесь, что балконная плита вашего балкона входит в состав общего имущества дома,согласно подпункта «в» пункта 2 Правил содержания общего имущества дома, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, то Вам следует обратить внимание на следующее.Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Пункт 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации также включает в состав общего имущества ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома.В соответствии с подпунктами 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170, балкон является несущей конструкцией.

При проектировании строительной конструкции здания прочность и устойчивость рассчитывается с учётом балконных плит.Ограждающие несущие конструкции, в том числе и балконные плиты, включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость.Часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывая юридическое содержание понятия квартиры как структурно обособленного помещения, не указывает, какие строительные конструкции её образуют, т.е. не указывает на балконную плиту, как составную часть квартиры.

В.Бабичев